Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Думать по-украински»

5 февраля, 2016 - 14:41

Отзыв на статью Игоря Сюндюкова «Истина в «синергии полюсов» («День» №222-223 от 4 декабря 2015 года)

Читая первую часть статьи «Истина в «синергии» полюсов» («День» №222-223 от 04. 12. 2015), приходишь к выводу, что она действительно дискуссионная и поднимает ряд важных вопросов, которые раньше и в голову не приходили. Но этого нельзя уже сказать о ее второй половине, и особенно о ее конечных категорических выводах, так как они, по моему мнению, очень далеки от объективности. Трудно сказать, когда автор Василий Расевич был откровеннее в своих размышлениях и анализах — в начале статьи или на ее финише. Об этом известно только ему. Но в любом случае нужно всегда помнить, что к истории народа надлежит относиться осторожно и рассудительно, не перегибая излишне палку в ту или другую сторону, а тем более повествуя о вооруженном противостоянии одного народа и его лидеров против другого народа. При этом также не нужно забывать, что война — это страшная народная беда, во время которой погибает очень много  невинных людей, потому что война имеет свои писаные и неписаные законы. И чаще всего при военных потрясениях, к большому сожалению, действуют неписаные законы. В этих условиях срабатывает в основном право силы. А еще возникает много других негативных явлений. Так, с намерением воспитать ненависть к противнику каждая из конфликтующих сторон называет другую сторону самыми оскорбительными словами: бандиты, изменники, людоеды и т. п. При этом противоположной стороне также могут приписываться такие действия, которых она нигде и никогда не осуществляла. Об этом нужно помнить каждому при оценивании любых вооруженных противостояний.

В своей статье В. Расевич выступает против установления в Умани бронзового памятника руководителям гайдамацкого восстания, а также очень порочит одного из его руководителей Ивана Гонту за то, что он, «зламавши присягу», которую он давал польскому магнату, перешел на сторону своего восставшего народа. Да, действительно, в решающий момент И. Гонта не стал защищать Уманскую крепость, в которой закрылись в подавляющем своем большинстве притеснители его народа, и вместе с отрядом надворной милиции, которую он возглавлял, присоединился к повстанцам. А как же, по мнению автора статьи, должен был в этом случае поступить Иван Гонта? Помогать захватчикам и их прихвостням карать и убивать своих людей? (Таких «верных» в нашей истории было немало, они на века покрыли себя позором!). По-видимому, Иван Гонта за долгие годы на службе у завоевателей (назовем вещи своими именами) хорошо выучил мораль и повадки тех, кто закрылся в Уманской крепости, спасаясь от мести гайдамаков. Взвесив это все, он принял для себя, по-видимому, не очень простое решение — в тяжелый для повстанцев момент перейти на их сторону. Да, от Гонты ожидали измены своему народу, но он этого не сделал. И этим отважным сыновним поступком Иван Гонта вошел в историю украинского народа, как народный герой. Давайте чтить это славное имя! Уважать себя и чтить своих героев!

Андрей САВЕЛЬЕВ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ