После провозглашения независимости Украины на повестке дня стал вопрос и об экономической независимости. В первые годы после обвального падения производства об этом не стоило и вспоминать, а в последующие поневоле к нему возвращались. Вот и сегодня все внимательно прислушиваются, по какой цене придется купить газ, другие энергоносители, потому что от этого будут зависеть наши экономические показатели.
Однако ни дешевый, ни дорогой газ не сделал нас богатыми, не поднял жизненный уровень населения. Япония, Германия, другие страны используют газ, за который платят по мировым ценам, изготавливают первоклассные автомобили, трактора, комбайны, различные товары, которые пользуются спросом и приносят большие прибыли. А наш газ, словно косой дождь, проходит стороной, и за вывезенный за границу готовый металл и химическую продукцию мы не ощущаем заметных прибылей.
Украина является промышленно развитым государством, имеет черную и цветную металлургию, топливно-энергетический комплекс, химическую промышленность, многоотраслевое машиностроение. Но традиционным для нас все же является сельскохозяйственное производство. Это пшеница, другие зерновые культуры, сахарная свекла, подсолнух, лен, картофель, овощи, фрукты, виноградарство, а за ними и животноводство, большой рогатый скот, свиньи, кони, овцы, птицеводство. Здесь тебе и продукты питания, и сырье для легкой промышленности. Собственный производитель, а не иностранный инвестор и кредиторы, возродит село, а за ним и Украину. И на экспорт будет что предложить, конкуренция здесь значительно меньше, нежели в изделиях промышленности.
Наше основное богатство — это хлеб. Именно за него в трудные времена люди отдавали все свои драгоценности. Но и действительно, чему бы вы предоставили преимущество, с чем бы захотели остаться, если бы вам пришлось где-то неделю провести волей случая в безлюдной местности: хлебу, модной одежде или бриллиантам? Ответ очевидный. Следовательно, ни газ, ни нефть, ни автомобили — ничто в мире не может уравняться с хлебом, это величины не одного ряда, не тождественность, как и нельзя сравнить Украину с Аляской или Антарктидой. И это нужно всем нам хорошо осознать, засечь в памяти, в первую очередь нашему руководству.
Запасы минерального сырья в мире постепенно уменьшаются, по прогнозам, нефть будет почти исчерпана до 2040 года, газ — до 2060 года, каменный уголь — до 2200 года. Население же планеты растет, обеспечение его продовольствием приобретает все большее значение. А наша земля, наш чернозем — это вечное богатство, нужно только умело им пользоваться.
А между тем и над ним мы создали своими руками черную тучу. Она состоит из ядовитых дымов, кислотных дождей, которые охватили уже почти всю территорию Украины и, попадая с воздухом и продуктами питания в человеческий организм, наносят большой вред здоровью. Экология наших городов и сел вызывает тревогу. Ежегодно отечественные предприятия выбрасывают в атмосферу миллионы тон вредных веществ, почти половина обитателей употребляет питьевую воду, которая не отвечает стандартам качества. Единственный выход — свертывание химической промышленности, закрытие старых металлургических заводов, перепрофилирование этих предприятий.
Какую-то часть электроэнергии мы получаем из атомных электростанций. Строительство их решалось в Москве, а не в Киеве. Приходится слышать, что альтернативы атомной энергетике нет. Ошибочное и устарелое утверждение. Альтернатива есть, и не одна. Укажем на экологически чистую ветроэнергетику, биотопливо. Но главную надежду человечество возлагает на солнечную энергию. Это единственный возможный ответ, который посылает нам природа: или изменение климата вследствие промышленных выбросов и связанного с ним парникового эффекта, который несет угрозу для всего живого, или возврат к тому равновесию, по которому веками жила планета Земля. И уже есть позитивные результаты: государства на развитие солнечной энергетики выделяют все больше средств. Предполагается, что в 2050 году часть солнечной энергетики будет равняться четверти от всех энергетических потребностей человечества и дальше будет увеличиваться.
Техническое переоснащение промышленности даст нам возможность уничтожить энергопотребление в таком количестве, которое производят все наши АЭС. То есть мы спокойно, без срывов постепенно выводим из строя все наши энергоблоки, когда они исчерпают свой ресурс, а на их месте атомщики должны оставить зеленую опушку, и к этому нужно готовиться. Это было бы полностью логично со стороны нашей страны, которая пострадала от Чернобыльской катастрофы, и положительно воспринято мировой общественностью.
В связи с этим достаточно неожиданное заявление сделал в начале 2006 года руководитель правительства Юрий Ехануров. Пребывая в Днепропетровской области, одной из самых загрязненных в стране, он вдруг заговорил о планах создания в Украине ядерных технологий и так называемого ядерного цикла, а за ними и удвоения мощностей АЭС. А где заключения ученых, мнение общественности? И как это воспримут люди, узнав, что перед их окнами предстанут энергоблоки или заводские корпуса по переработке урановых руд? Кстати, в этой области с десяток могильников с вредными и опасными отходами, которые остались еще с советских времен и с которыми и доныне никак не могут справиться, а добавив новые, получат настоящую мертвую зону.
Вслед за Юрием Ехануровым и министр топлива и энергетики в правительстве Виктора Януковича Юрий Бойко также повел речь о добывании и обогащении урана и видит роль Украины в том, чтобы производить электроэнергию на АЭС для Европы и таким образом стать игроком мирового энергетического рынка. Нет, уважаемые, это недальновидные и непродуманные заявления, лучше мы будем продавать за границу хлеб и другие продовольственные продукты, станем ведущими участниками хлебного рынка, это будет здоровей и полезней для людей и наших потомков. А для тех, кто хочет делать бизнес на электроэнергии, также есть безграничное поле деятельности в наших селах и районах только без никаких радиоактивных материалов и АЭС.
По словам Анатолия Кинаха, который возглавлял и Кабинет Министров, и работал на многих ответственных должностях, украинский прорыв — это новые технологии, воплощение в жизнь научных разработок, ускорение развития экономики, чтобы стать конкурентоспособным государством, выйти на мировые рынки. Но возможно ли все это? С энергозатратным, устарелым оборудованием наших предприятий, которые подлежат реконструкции? Никогда, все это благие намерения, мы их слышим уже 16 лет, а сдвигов никаких нет. Сколько уже было этих программ развития, а результат нулевой. Да, отдельные заводы переходят на новые технологии, строятся и новые, но все это капля в море, никаких прорывов не было и не будет, все это самая обыкновенная болтовня.
Следовательно, делаем выводы. Нынче электроэнергией наша страна обеспечена полностью, еще и отправляет ее за границу на рынок. Уменьшение ее производства вследствие вывода энергоблоков АЭС будет уравновешиваться экономией электроэнергии, ликвидацией избыточных энергозатрат, увеличением восстановительных источников энергии, в первую очередь солнца и ветра, экологически чистого, без никаких выбросов. Своего газа нам хватает для бытовых потребностей, далее его заменит электричество, промышленность же сокращает его потребление до того количества, которое мы получим за его транспортировку в Европу.
Таким образом намечается две линии развития Украины. Первая, назовем ее индустриальной, — это та же кочегарка с металлическим грохотом, копотью и дымом, отравленным воздухом и водой, загрязненной окружающей средой, истерзанной природой, мертвыми зонами, зависимостью от поставщиков газа, других материалов.
Вторая линия, назовем ее сельскохозяйственной, — это чистый воздух и чистая вода, тишина и покой наших полей и небольших по размерам агропромышленных предприятий, природная среда, экологически чистые продукты питания, которым найдется рынок и за границей, возрождение наших сел, обычаев и традиций, создание среднего класса владельцев, что идет в русле ментальности украинского народа, которому свойственна психология хозяина, хлебороба. И благодаря всему этому будет достигнута экономическая независимость Украины, мы станем хозяевами на своей земле. А что же будет с нашей промышленностью? Она будет обеспечивать сельское хозяйство техникой и всем необходимым, производить автомобили, самолеты, корабли, ракеты, военную оснастку для нашей армии, товары народного потребления, то есть и ей робота найдется, но со строгим соблюдением экологии.
Возродим село — возродим и Украину. Но если это станет делом не отдельных энергичных людей и умельцев, а делом государственного веса с соответствующим финансированием. Это будет действительно украинский прорыв, результаты его будут видны уже в ближайшие годы со времени начала самой работы, а не разговоров о ней.