Болгарский царь Симеон согласился возглавить правительство в Болгарии. Что в этом странного, скажете вы. И ошибетесь. Ибо есть чему удивляться: это довольно незаурядное событие для политической жизни даже в не достаточно демократических странах, не говоря уже об устоявшихся демократиях Европы. Для Украины же это знаковое событие. Почему? Все довольно просто. Речь идет об элите нашего государства. В Болгарии, обессиленной потугами построения «развитого социализма», который так и не привел к более-менее зажиточной жизни, элиту не высылали на Соловки, ее так массово не истребляли, как это произошло в Украине. Многие после прихода к власти болгарских большевиков смогли эмигрировать, сохранив себе жизнь, а народу — еще одну личность. Попытка реванша прокоммунистических сил сорвала последнюю пелену с глаз болгар, даже тех, которые еще продолжали верить в «призрак коммунизма». Но строить новую жизнь, новую Болгарию после десятилетий правления коммунистического режима для местной элиты, воспитанной в условиях не достаточно, мягко говоря, благоприятных для рыночного мышления, оказалось довольно сложно. Однако и та часть элиты, которая пребывала в эмиграции, не была оторвана от своего народа. Царь-изгнанник, воспитанный в духе любви к отчизне, соглашается на, казалось бы, неординарный шаг — возглавить правительство. В критическую минуту, когда демократическим силам уже нельзя больше терять свой имидж перед народом, царь не требует возобновления своего положения, а, засучив рукава, берется изменить жизнь собственного народа к лучшему.
Еще одно характерное сообщение прозвучало недавно из туманного Альбиона: королева сэкономила для английских налогоплательщиков около трех миллионов фунтов стерлингов, сократив собственные выезды до минимума. И это в государстве, уровень жизни в котором во много раз выше, чем у нас.
На фоне этих и многих других характерных событий хочется еще раз критически взглянуть на действия «элиты Украины». Элита в этом случае взята в кавычки неспроста. В свете изложенных выше фактов элитой не хочется называть наш властный Олимп — то ли правительства, которые менялись, как перчатки на руках избалованной дамы, то ли три парламента, которые так и не смогли пойти на реальные шаги по созданию условий для развития творческой энергии народа (хотя бы пойти на принятие законов о почасовой оплате труда, принятие декларации доходов граждан при покупке дорогих вещей, принятие Налогового кодекса), то ли сотню с лишним партий, перегрызшихся между собой за право говорить от имени народа...
Что нужно гражданам, дорвавшимся к финансовым потокам? Понятно, личное обогащение. Собственно, именно эта сторона деятельности старой-новой «элиты» и вызывает разочарование у манкуртизированного большевистской властью украинского народа, который и до сего времени стоит на коленях, однако поверил-таки в конце 80-х — начале 90-х и попробовал подняться...
Элита у каждого народа взращивается не годами — веками. Как бы ни изменялась жизнь, элита, невзирая на достаточно сложные, бывало, и смертельные для нее времена, продолжала бороться за право властвовать, заявляя о своих намерениях использовать власть на благо народа. Представители элиты, не оправдывавшие надежд, уходили с арены истории, а народ выдвигал новую элиту из своей среды. Речь идет, к сожалению, не об украинской среде, где герои украинского политикума истреблялись врагами украинской государственности много веков подряд. Да и большинство государств сформировалось еще в те времена, когда средства информации были не настолько мощны и влиятельны, как в наше время, что также содействовало возрождению и взращиванию собственной духовности. Поэтому формировать свою элиту украинскому народу в сто раз тяжелее, чем любой нации, уже имеющей свой язык, обычаи, закрепленные государственными нормами, национально сознательную часть народа, которая ведет за собой других.
В условиях, когда в государстве даже многие из демократов, получив хоть какое-то место под солнцем, ставят во главу угла удовлетворение собственных потребностей, все острее стоит вопрос об элите украинского народа, которая не гонится за призрачными благами нынешней цивилизации, а, засучив рукава, берется за возрождение принципов жизни украинства, за благо всех граждан Украины. Утопия? Нет, требование жизни. Ни одна нация не может жить без элиты, но и элита обязана действовать в интересах народа. Возьмите для примера любую нацию, любое государство. Единицы из числа властной элиты, которую переманили большими заработками, лучшими условиями, переходят в другие государства. Те же, кто призван народом руководить государством, создавать культуру, образование, науку, в большинстве случаев достойно выполняют свой долг.
Относится ли это и к украинцам? Да. Еще достаточно патриотизма в наших научных рядах. Хотя мы часто слышим, что ученые охотно покидают свои родные пенаты ради лучших условий труда, лучших условий жизни. Неохотно они это делают — просто не могут больше мириться с таким своим положением.
Другое дело — духовная элита. Сюда можно причислить и певцов, принимая во внимание их влияние, например, на отношение молодежи к языку. Не секрет, что сегодня в большинстве домов раздаются из динамиков современные песни преимущественно, к сожалению, не на родном языке. Ну, возможно, кроме единичных государственных радиопрограмм. Больно слушать, когда говорят, что около половины известных певцов в России являются выходцами из Украины. Что их туда позвало? Что принудило отказаться от родного языка в угоду чужому? Удивимся ли мы, когда услышим из уст наших же доморощенных певцов воспевание российского ура-патриотизма?
Для нас, украинцев, типичная картина — искать счастья в других землях вместо того, чтобы изменить в собственном доме жизнь к лучшему, сообща, не гоняясь за материальными достижениями цивилизации, — они придут как следствие труда. И нужно новоявленным нуворишам помнить, что не все измеряется деньгами, а элите (если она себя таковой считает) — что лишь тот может называться патриотом, кто, чувствуя наслаждение от собственных результатов, в последнюю очередь пользуется благами, которые создал народ под ее руководством...