в душу народа
Василий Стефаник
Правду говорят литературоведы, что культовые и эпохальные произведения значимы для всех поколений человечества в любой эпохе его истории. Главным признаком этих произведений является их публицистичность, то есть отображение современных автору общественно-политических проблем и злободневных вопросов современности. И эти проблемы, эти наболевшие вопросы становятся стержнем их литературных шедевров. Однако основным для каждого из их произведений является человек и его жизнь. Его прошлое и будущее.
Лейтмотивами психологических шедевров Василия Стефаника, широко известного украинского новеллиста, были проблемы села, тогдашнего общества, психологии людей. Стефаник стремился понять и постичь окружавшие его явления. Выдающийся психоаналитик и знаток человеческой души, он смог увидеть сердцевину того, чего не замечали другие. Стефаник смог понять и ярко описать одну из глубинных катастроф современности — эмиграцию. Процесс, который сопровождался надеждами на лучшую жизнь и их крахом. Явление, когда села пустеют, приходит в упадок жизнь и бесконечно льются слезы. Слезы разлуки и скорби по родной земле.
Все течет, все изменяется. Так говорили древнегреческие философы. Но они не могли предусмотреть одного — история повторяется. Трансформируется в новую реальность и повторяет свои страницы. Так, я листаю сейчас «Каменный крест» Стефаника и вижу, как новый призрак эмиграции приходит к нам. Четвертый призрак за всю нашу историю. Сможем ли мы победить его? Хотим ли мы повторять опыт «Каменного креста»?
Не хотим, но жизнь заставляет. Необходимость — это мать изобретения. Какого изобретения? Наиболее ужасного изобретения человечества за всю его историю. Эмиграция — это слово одновременно пугает нас и привлекает. Пугает тех, кто беспокоится и переживает за цвет нации, за наш народ. Привлекает тех, кто разочаровался в реалиях нашей жизни и стремится найти что-то лучшее за границей. По- видимому, находят, если не возвращаются домой. А если и возвращаются, то в цинковых гробах — символах того, что они нашли на Западе. Везет только единицам, и эти единицы ведут за собой в эмиграцию новые волны эмигрантов. Вместо одного мертвого возникает двое живых. И бредят Западом. Едь на Запад, молодой человек, едь на Запад.
Да, на Запад в основном едет молодежь. И это неоспоримый факт. Молодежь, которая желает быстрой прибыли. Бенджамин Франклин, американский государственный деятель, правильно подметил, что «в 20 лет человеком руководит желание, в 30 — ум, а в сорок — суждение». Ну что же, посмотрим, что мы скажем после сорока. Ирония судьбы, но в подавляющем большинстве возраст эмигрантов составляет от 20 до 40 лет. Выезжает наиболее трудоспособная и здоровая часть населения, цвет нации. Социологи и демографы бьют в набат. Это же национальная катастрофа! Нет, они ошибаются. Это не катастрофа. Это что-то намного более ужасное и более жестокое.
Вспомните один факт из нашей истории: 1 декабря 1991 года состоялся референдум в поддержку «Акта провозглашения независимости Украины». На Тернопольщине, Львовщине и Ивано-Франковщине почти все проголосовали за независимость. А теперь бросьте взгляд сюда — и вы увидите пустыню. Села, где остались только дети и старики. Города, постепенно теряющие свой колорит и энергию и превращающиеся в архитектурные памятники истории.
«Страна необетованная» — возможно, так когда-то скажут иностранцы об Украине. И сердце болит, когда думаешь об этом. Поневоле вспоминаю о демографическом прогнозе ООН относительно Украины, согласно которого до 2050 года в Украине останется только 25% украинцев. Не хочется верить в это.
Симптоматическим является также тот факт, что в основном едут в Италию. Страну солнца. Возможно, думают, что солнце будет также светить и в повседневной жизни. Но более достоверным является мнение, что Украина имеет много общего с Италией. Как в личной жизни, так и в политической. В отличие от Испании, Чехии, Португалии и Греции (стран, котрые являются в основном местом пребывания мужской рабочей силы), в Италию едут молодые женщины и девушки. И наш родной рэкет. И со временем они формируют то явление, о котором уже говорят во всей Европе — украинскую проституцию и украинскую мафию. Но у каждого феномена есть свой источник, дающий начало и энергию каждому явлению. И в этом случае — это жизнь. Наше бытие. Оно побуждает нас искать правды и свободы за границей. И возникают в памяти знаменитые слова Т.Шевченко: «В своїй хаті своя правда, і сила, і воля». Где же они?
История — учительница жизни. Плохо мы знаем нашу историю, если всегда допускаем повторение того, что пережили наши предшественники. История нашей эмиграции показывает нашей нации, что только тогда будет своя правда, и сила, и воля в своем доме, когда у него будет свой хозяин. Не малоросс, а украинец, способный ответить на все злободневные вопросы сегодняшнего дня. Кто же тогда ответит за бедствие сегодняшней эмиграции?