Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Этические» эксперименты с детьми

30 июня, 2005 - 20:57

Недавно Президент Украины Виктор Ющенко во время выступления в Киеве на заседании круглого стола на тему: «С любовью и заботой к детям» поставил перед украинскими педагогами задачу: до конца августа создать спецкурс по религиозной этике. Глава государства популярно объяснил, что «речь идет о Боге, вере в той или иной форме: не ставится цель одностороннего освещения этого вопроса. Следует взять общие подходы всех церквей».

Конечно, выполнение такой задачи превратится в еще один анекдот о «перехлесте» нынешней гуманитарной политики. Создается впечатление, что уважаемые экономисты, политики и т.д. уже урегулировали все свои профессиональные вопросы, а теперь решили на досуге высказать «пару мыслей» по вопросам других наук, в частности этики.

Я не знаю, кто и как и в каком высшем учебном заведении изучал этику, даже марксистско-ленинскую, но даже из телевизионных или радиопрограмм человек должен бы знать, что этика «тоже наука». Причем среди гуманитарных наук — одна из наиболее сложных. И за два-три месяца создать курс для детей не получится, или это будет… вздор.

Во-первых, не понятно, почему нужно преподавать именно «религиозную» этику, а не философскую. Или просто в духе постмодернистского морализма.

Во-вторых, какие могут быть общие подходы у церквей, которые конфликтуют или запрещают (или призывают к запрещению) другие церкви или религиозные движения, которых у нас достаточно. Что может быть общего у мормонов, бахаистов и кришнаитов? Нужно ли детям в школе во многоэтническом и демократическом государстве объяснять, что одни религии более религиозны по сравнению с другими, одни верующие плохие, а другие хорошие? Тысячи лет представители различных религий не способны решить эту проблему, а у нас, получается, задержка была только в приказе, — теперь через два-три месяца все уладится.

В-третьих, будут ли наряду с религиозной этикой, которая будет опираться на какое-то неизвестное идеалистическое единство, преподавать в тех же классах «обычную» этику?

В-четвертых, если преподавать «обычную» этику, то какую именно. Люди с высшим образованием знают, что течений в секулярной этике много, а удельной украинской этики за последние 15 лет у нас никто не разработал. Потому что все этические направления в мире опираются на сумму каких-то исходных критериев, идей. Эти критерии и идеи у нас до сих пор не разработаны, потому что сегодня у нас в гуманитарной науке господствует еще большая коррупция, шарлатанство и бездарность, чем в сфере «строительства государства».

И последнее: не нужно ли все эти «пустяки» сначала публично обсудить, а уже потом валить на детские головки всю эту кучу взрослой бессмыслицы? Потому что на детей у нас также должно распространяться право свободного выбора, гарантом чего также должен быть наш Президент.

Лесь ГЕРАСИМЧУК, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ