С надеждой и тревогой встречают новый учебный год преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, как, впрочем, и все, чья судьба неразрывно связана с высшей школой.
С надеждой, поскольку и Президент Украины, и правительство продекларировали в качестве одного из приоритетов своей политики развитие системы образования, гуманитарное, духовное воспитание молодежи. Хочется надеяться, что за декларациями последуют и конкретные дела.
Тревогу же вызывает реальное состояние дел в высшей школе, особенно в той части, которая касается социально-гуманитарного образования студенческой молодежи. К сожалению, оснований для такой тревоги появляется все больше. Не случайно Олесь Гончар утверждал, что в эпоху НТР в защите нуждается не только окружная среда, но и среда духовная.
Фактически идет планомерное, тотальное наступление на преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах. С каждым годом сокращается количество учебных часов, отводимое на изучение философии, политологии, социологии, истории Украины и других гуманитарных предметов. На непосредственное общение преподавателя со студентом времени, по существу, не предусмотрено.
Министерство образования и науки Украины полностью дистанцировалось от решения этих проблем, не идет на диалог с обществоведческим корпусом, проявляет безразличие к деятельности социально-гуманитарных кафедр.
Более того, в недрах министерства обсуждается вопрос об отмене преподавания в вузах (за исключением классических университетов) истории Украины, украинского языка профессионального общения, сокращении курса политологии и т.д. (Собственно, на этот путь уже давно стали вузы, не подведомственные Министерству образования и науки.)
Подобная позиция Министерства образования и науки противоречит заявлениям министра Станислава Николаенко на итоговом заседании коллегии МОН, проходившем с участием Президента Украины Виктора Ющенко.
«Огромный духовный потенциал высшей школы, — утверждал на коллегии Станислав Николаевич, — сосредоточен в социально-гуманитарном сегменте... Гуманитарная подготовка всегда была неотделимой составляющей образованности... Необходимо усилить политологическую, культурологическую и языковую подготовку студентов».
Вот так, к сожалению, часто говорится одно, а на практике осуществляется совсем иное.
Безусловно, в министерстве работают опытные, авторитетные специалисты, и они не могут не сознавать, к каким негативным последствиям неизбежно приведет пренебрежительное отношение к проблемам гуманитарного образования, формирующего научное мировоззрение, историческую и политическую культуру, ценностные ориентации и, наконец, жизненные позиции студенческой молодежи.
Совершенно уместно в этой связи прозвучало на коллегии министерства высказывание академика Валерия Легасова (1936—1988) после Чернобыльской катастрофы, что причиной техногенных, масштабных катастроф являются не столько научно-технические проблемы, сколько общий уровень культуры и духовности человека.
Мнение великого ученого подтверждается и данными многочисленных социологических исследований, проводимых среди студентов технических вузов и молодых инженеров: отсутствие полноценной гуманитарной подготовки — одна из основных причин низкого уровня научно-технического и инженерного мышления.
Гуманитарное образование многообразно по своему содержанию, оно охватывает самые различные стороны формирования личностных качеств. Наблюдая за поведением молодых инженеров, Евгений Оскарович Патон как-то заметил: «Я бы в программу высшей школы ввел трехгодичный курс хороших манер». Как актуально звучит это пожелание! Современной молодежи, а зачастую и тем, кто ее воспитывает, явно не хватает хороших манер. И это, бесспорно, отражается на жизнедеятельности общества.
Сторонники сокращения гуманитарного образования в высшей школе пытаются оправдать свою позицию ссылками на Болонский процесс, интеграцию в европейское образовательное пространство и на тот, отнюдь не очевидный, факт, что в большинстве европейских вузов гуманитарные дисциплины не изучаются. Если даже согласиться с последним утверждением, то означает ли это, что мы должны слепо копировать опыт имеющей немалые достоинства, но и в то же время переживающей острейший кризис европейской системы образования. Против такой практики в свое время самым решительным образом предостерегал Ушинский: «...Механическое перенесение системы образования одной страны в другую, — утверждал он, — не может привести к нравственному результату, оно приводит только к путанице умов...»
Вот к такой «путанице умов» и к дезорганизации нашей национальной системы образования ведут поспешность, непоследовательность, непродуманность всех деталей интеграционного процесса.
Кстати, заблуждаются те, кто утверждает, что в Европе не осознают гуманитарной роли высшего образования. В резюме Всемирной декларации о высшем образовании говорится, что «высшее образование приобрело беспрецедентное значение в нынешнем обществе в качестве важнейшего компонента культурного, социального, экономического и политического развития и в качестве краеугольного камня, на котором основываются создание эндогенного потенциала, укрепление прав человека и обеспечение устойчивого развития, демократии и мира в условиях справедливости. Высшее образование призвано отстаивать ценности и идеалы культуры мира».
В конце концов, мы должны исходить из того, что готовим высококвалифицированных, всесторонне образованных выпускников вузов для собственной страны, а не для экспорта в Европу. А поэтому, не пренебрегая европейским опытом, мы должны ориентироваться прежде всего на потребности нашего государства, максимально использовать богатейший потенциал отечественной высшей школы, учитывать традиции и менталитет народов Украины, наши реальные возможности и перспективы.
В свете присоединения Украины к Болонскому процессу возникла еще одна серьезная проблема, решить которую предлагается за счет сокращения преподавания социально- гуманитарных дисциплин. Речь идет о переходе к двухступенчатой подготовке выпускников вузов — бакалавров и магистров. Поскольку для большинства студентов получение высшего образования завершается с окончанием бакалаврата, на который отводится три-четыре года, возникает вопрос: как в сокращенные сроки обеспечить молодому человеку полноценную профессиональную подготовку? Самый простой ответ: сократить преподавание социально-гуманитарных дисциплин, а некоторые из них вообще перевести для изучения в средней школе. Увы, не все гениально, что просто.
У меня и моих коллег на сей счет есть иное, на наш взгляд, более продуктивное предложение. Ни для кого не секрет, что за последние годы количество специальностей, к примеру, изучаемых в технических вузах, выросло в два-три раза. Многие из них дублируют друг друга, не востребованы современным производством. Следовало бы провести объективную инвентаризацию всех читаемых курсов по техническим специальностям и ликвидировать те из них, которые, мягко говоря, морально устарели. Резервы здесь, смею заверить, неисчерпаемые.
Предлагая данный вариант как один из возможных в решении возникших проблем, я отнюдь не хочу противопоставить социально-гуманитарные кафедры и кафедры специальные, выпускающие. Последним, безусловно, принадлежит приоритет в профессиональной подготовке студентов. Мы здесь скорее выступаем как актеры второго плана. Консолидируя усилия наших кафедр в творческом обогащении образовательного процесса, освоении новых технологий обучения, мы можем совместной, слаженной работой достичь эффективных результатов.
Было бы по меньшей мере несправедливо возлагать всю ответственность за негативные явления, сложившиеся в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, на Министерство образования и науки, а также на руководителей вузов. Многие из нас, гуманитариев, и от признания этого факта никуда не уйдешь, проявляют пассивность, безразличие, приверженность к старым методам работы, не осознают тех изменений, которые произошли в молодежной среде, не учитывают новые общественные реалии. Сама жизнь требует от нас работать на опережение, прогнозировать события, а не плестись вслед за ними. Надо искать новые подходы к молодежи, не поучать, а сотрудничать со студентами, осваивать новые методы и технологии обучения, проявлять больше инициативы, творческой смелости. В значительных изменениях нуждаются содержание и структура, методическое и компьютерное обеспечение учебных курсов по социально-гуманитарным дисциплинам. Системного подхода требует обновление состава преподавателей социально-гуманитарных дисциплин за счет талантливой молодежи.
Неотложной, ключевой задачей является создание научной концепции развития социально-гуманитарного образования в высшей школе.
Высокий потенциал преподавательских кадров высшей школы Украины позволит решить эту задачу, если Министерство образования и науки возьмет на себя координирующую роль.
Во многих вузах Украины — в Харькове, Донецке, Львове, Одессе, Днепропетровске, Киеве — накоплен ценнейший опыт гуманитарного образования студентов. К великому сожалению, он не востребован в достаточной мере, слабо пропагандируется и обобщается.
Кто-то из мудрых людей однажды заметил, что качество будущей жизни зависит от качества преподавания и обучения.
Не в этом ли самый надежный способ решения столь волнующей нас проблемы — добиться такого качества гуманитарного образования, при котором его необходимость ни у кого не вызывала бы даже малейшего сомнения? Но, в любом случае, перспективы и нынешнее состояние преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе требуют широкого общественного обсуждения.
P.S. «День» предлагает читателям высказать свое мнение о целесообразности сокращения преподавания социально-гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах.