Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Галичина: под Веной и Варшавой

К вопросу об исторических корнях украинского освободительного движения
7 октября, 2000 - 00:00

Материал «И вновь о 17 сентября 1939 года» («День», №167 от 16.09.2000) поднял очень важные, хотя и болезненные вопросы. Для того, чтобы восстановить справедливость и примириться всем украинцам, необходимо желание понять те процессы, которые происходили, желание и волю к познанию исторических реалий. К сожалению, это бывает непросто, и сегодня действуют штампы, вбитые в сознание советской пропагандой. Нам, с одной стороны, необходимо понять историю, а с другой — не привязывать прошлые межнациональные отношения к сегодняшнему дню.

Нынешнее невосприятие освободительной борьбы украинского народа на западных землях в составе ОУН-УПА свидетельствует о непонимании исторических обстоятельств развития этих земель.

В книге В. Бебика «Психологія українства: ментальність і державотворення» автор касается этих вопросов, которые дают основу для размышлений. Но политическая ситуация в Австро-Венгрии несколько идеализирована. Например, автор пишет: «Ни один из этносов не преобладал..., вообще была мешанина: украинцы, поляки, венгры, немцы, румыны и тому подобное». Все было не так просто. Приведу статистические данные выхода периодической литературы на 1897 год по языкам: 8 немецких, 144 польских, 25 русинских, 16 еврейских («Большая энциклопедия», «Просвещение», 1904 г., т. 6, с. 73). Следовательно, в духовной и политической жизни преобладал польский этнос. И только административное вмешательство Вены давало возможность развиваться украинской культуре. Вена же сама находилась под давлением Берлина, который даже вынашивал планы создания отдельного украинского государства (В. Мороз, «До і після пострілу в Сараєві», «Україна», № 8, 1992). Ущемления поляков были настолько жестокими, что при попытке общепольского восстания в 1846 г. с центром в Кракове украинские крестьяне Галичины не поддержали его, наоборот, отомстили шляхте, когда австрийские, прусские и российские войска были введены в Краковскую республику. Она же была присоединена к австрийской монархии.

Давление поляков и частично румын (на Буковине) было настолько сильным, что даже для немцев были созданы специальные программы поддержки.

После развала Австро-Венгрии польская политика дала себя знать, стимулировав украинское освободительное движение. Если учесть эти особенности, становятся понятными надежды этого движения на Берлин. Но наступили времена политики Гитлера, который обманывал не только романтиков, но и жестких прагматиков.

И освободительное движение было направлено и против Варшавы, и против Берлина, и против Москвы, что подняло его идеологически, но отняло все шансы на победу.

Валентин БОНДАРЕНКО, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ