Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гендерная дискриминация

3 августа, 2002 - 00:00

Мир, в котором мы живем, можем назвать мужской цивилизацией. Начала формироваться эта цивилизация не так давно, всего пять — семь тысяч лет назад. Если вспомнить, что человек современного вида — кроманьонец — имеет 35—40 тысяч лет, то основную часть своего земного существования как вида человек провел в мире другом, вероятнее всего женском, который в ХIХ веке назвали матриархатом. Но те времена позабылись, и сегодня имеем большую проблему, которую можем назвать просто «женским вопросом». Время от времени поднимаются вопросы о притеснениях женщин в обществе, о женских проблемах и методах их решения. Чаще всего склоняются к одному из двух направлений — предоставление женщинам определенных льгот и налагание на мужчин дополнительных ограничений. Первый ближе к европейской ветви западной цивилизации, второй — к американской.

Наиболее чувствительные и уязвимые женщины давно чувствуют несоответствие окружающего мира, воспринимая его, часто интуитивно, как чуждую среду, от которой нужно защищаться.

В связи с тем, что черты мужчин считаются позитивными, присущие женщине особенности расцениваются как «плохие», и поэтому прячутся, засекречиваются, оказывается сопротивление их изучению.

Превратить психологически женщину в мужчину не удается, а поэтому все программы заканчиваются борьбой за льготы, ослабление требований, женское представительство, ограничение прав мужчин... А это в конце концов и приводит к тому, что теперь уже сознательно на определенные рабочие места женщин не желают брать. В то же время, когда женщина желает оскорбить мужчину, она говорит: «Ну ты совсем как женщина, еще и юбку надень», — т.е. женщина самой женщиной считается существом второстепенным, на которое походить мужчине стыдно.

Как позитивные изменения в обществе представительницы феминистического движения расценивают то, что женщины могут выполнять все те работы, что и мужчины. А в одной передаче из уст защитницы женских прав я слышал большую обиду, что женщинам не позволяют работать в шахте. О расширении «женских прав» в спорте не стоит и говорить — штанга, бокс, хоккей, футбол перестали быть сугубо мужскими. В условиях европейского мужского мира женщина получила равные права и возможности. Не чувствуя этот мир как «свой», а в определенных ситуациях воспринимая его как чуждый, женщина несет в себе значительный деструктивный потенциал. В результате неосознанно женщина увеличивает агрессивность мира, а потом страдает, когда ее дети становятся жертвами этой же агрессивности.

Есть еще один аспект этого вопроса — женщина имеет какие-то преимущества, послабления. Мужчины, почувствовав это, начинают работать по «женскому типу», разрушая этот мир уже более эффективно. По количеству женщин наш парламент мужской, но по характеру работы, принятия решений он типично женский. Почему женский электорат не голосует за женщин? Нужно менять тип нашей цивилизации, она должна быть не мужской и не женской, а такой, где и мужчина, и женщина, зная свои особенности, занимают достойное место и берут на себя не только ближайшие обязанности, но и ответственность за всю цивилизацию. Назовем такой мир условно «смешанным, женско-мужским».

Для этого необходимо хорошо знать, понять особенности и женщин, и мужчин, приноровиться к этому, не ломая психику взаимно. Только поняв друг друга, приняв это как данность, можем сделать первый правильный шаг.

Валентин БОНДАРЕНКО, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ