Россия начала возвращать захваченные в Крыму корабли ВМС Украины. Несколько судов уже прибыло в Одессу, но многие еще остаются в портах оккупированного полуострова. Жест доброй воли — так сказать, вернуть Украине ее собственные корабли. Все мы помним, как драматично и доблестно отбивались наши моряки, не давая российскому спецназу захватить их судна. К сожалению, силы были катастрофически неравные. Помним мы и тральщик «Черкассы», который, оставшись последним кораблем на озере Донузлав, не спуская украинский флаг, все пытался вырваться в море.
Мне вспомнился еще тогда несправедливо забытый сторожевой корабль СКР-112. Он тоже в свое время дислоцировался на Донузлаве и имел не менее драматичную историю.
В 1992 году Украина едва лишь начала осознавать себя независимой. Вооруженные силы, и тем более ВМФ, только формировались — причем не только в плане материального обеспечения, но и самосознания. Не было понятно, как будет делиться Черноморский флот, хотя экипажи нескольких кораблей уже приняли присягу на верность Украине. Одним из них был и СКР-112.
Как свидетельствовали очевидцы событий, моряки и офицеры, которые присягнули Украине, оказались в сложной ситуации. На них оказывалось постоянное давление со стороны Черноморского флота РФ. Украинцы не получали очередных званий, их отчисляли из списков на получение жилья, военнослужащих принудительно увольняли в запас. Неуверенное положение с разделением кораблей между государствами только ухудшало ситуацию.
Следствием стало то, что сейчас называют восстанием на СКР-112. Группа проукраински настроенных офицеров во главе с командиром корабля, капитан-лейтенантом Сергеем Настенко и начальником штаба бригады капитаном 2-го ранга Николаем Жибаревым 21 июля 1992 года, обсудив возможность поднятия флага Украины и перехода в порт «Одесса», сошлась на целесообразности такого шага, учитывая то, что вся команда еще в январе приняла присягу на верность Украине. То, что на этот день были назначены учения флота, было очень удобно. Такой шаг был рискованным, но украинские вояки были убеждены, что необходимым.
В 8.15 утра капитан 2-го ранга Николай Жибарев поднялся на мостик и объявил: «Начальнику штаба 307-го дивизиона, капитану 3-го ранга Семенову и командиру корабля капитан-лейтенанту Настенко. Как старший по должности и по военному званию принимаю управление кораблем на себя. Ставлю задачу командиру корабля: идти на внешний рейд». Семенов был старшим на тренировке и пытался помешать принять украинцам управление кораблем, но был нейтрализован. В 8.56 СКР-112 поднял украинский флаг, проинформировал, что идет в Одессу и попросил прислать на борт представителей Министерства обороны Украины.
Далее известно. Несколько российских кораблей отправились вдогонку сторожевику, но действовали нерешительно, не имея достаточного количества топлива, не могли долго преследовать наше судно. На требование вернуться на базу СКР-112 категорически ответил: «Я иду под Государственным флагом Украины в ее территориальных водах и следую в украинский порт «Одесса». На провокации отвечать не буду, но готов себя защищать». Когда корабль миновал мыс Тарханкут, его догнал высланный из Севастополя ракетный катер «Разительный», но командир корабля, капитан 1-го ранга Силин после радиопереговоров оставил в покое сторожевой корабль — он сам готовился принять присягу на верность Украине. Переговоры относительно статуса мятежного судна уже шли на уровне министров обороны. Наконец преследование было прекращено, а через восемь часов после поднятия украинского флага СКР-112 вошел в Одесский порт.
Разумеется, действия СКР-112 — не единственный пример героизма на украинском флоте. Вспомнить хотя бы крейсер «Память Меркурия» и эсминец «Завидный», которые еще в 1917 году, несмотря на захват Красной Армией Севастополя, так и не поддались большевистской пропаганде и стояли под желто-голубыми флагами.
Украинские моряки не первый и не последний раз демонстрируют отвагу. Славные времена украинского флота — не только в прошлом, но и в будущем, если мы не будем забывать свою историю и военные традиции.