Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Герой и генерация

14 декабря, 2002 - 00:00

Тема генерации витает в воздухе. Два объединения соревновались на выборах под этим знаком. Вопрос в том, есть ли такая вещь — генерация — в Украине.

В отличие от Запада, где идет речь о генерации «хиппи», генерации «яппи», исчисление жизни общества генерациями, каждая из которых является носителем «единицы» социального опыта, вносит свое, и после этого приобретает имя, в Украине подобного нет. Говорят о «шестидесятниках», «восьмидесятниках» и тому подобное, но это сугубо хронологический способ названия. Ни одного имени, которое стало бы значимым и необратимо вошло в историю.

Осуществить то, чего никто не мог достичь, является героизмом, и с героем человек идентифицируется. Не может быть двух Наполеонов или Цезарей. А явление генерации никто не исчерпает — хватит каждому, кто станет собой. Феномен не только демократический, но и аристократический: только человек, готовый стать самим собой, станет и человеком генерации. Поэтому генерация — герой нашего времени.

Генерация — феномен зрелости. Люди берут в собственные руки свою судьбу и строят свою жизнь. Именно зрелость — то, чего в известном нам обществе до сих пор не знали. Даже люди, которые в 1945-м году завоевали великую Победу, потом, вернувшись к мирной жизни, снова позволили упечь себя в лагеря и в повседневный страх, и значит не стали генерацией. Речь, конечно, не об отдельных людях, которые есть всегда, — о поколении. Свободные люди не позволят сделать себя невольниками. Те, кто мог стать генерацией, не создали традиции, как себя вести в гражданской жизни свободным людям.

Отсутствие зрелых людей дало себя знать и во время общественных перемен в 90-те годы. «Разруха начинается в головах» — следовательно, не было достаточно зрелых голов. Этого достаточно для объяснения, почему иначе быть не могло.

За изречением писателя, когда перед человеком стоит сложная проблема, которую он не может решить, одни ищут ответ в книгах и у умных людей, а другие предпочитают дожить до решения проблемы. Осуществить политические преобразования, — нужны институции, а обрести нужные институции — необходимы преобразования: замкнутый круг. Выход из него — в том, чтобы найти неполитические феномены, которые могут стать факторами политического развития: даже если у нас нет готовых ответов на проблемы, поддерживая развитие этих феноменов мы доживем до решения. Такой фактор — доверие между нами, возникающее во внеполитической жизни, становится подосновой политических перемен.

Охарактеризовать генерацию, необходимую в украинском обществе, можно просто: генерация доверия. Генерация (процесс) порождает генерацию-сообщество. Есть две политики — политика страха и политика доверия. Перикл в выступлении, которое вошло в хрестоматии, говорит о демократическом строе Афин как таковом, где граждане не подозревают друг друга. До последнего времени в Украине преобладала политика, основанная на страхе. «Тень», в которую ушла экономика, — та же, в которую спрятались и политика, и культура. Власть, которую выбирают и потом ей не доверяют, отражает и концентрирует недоверие между членами общества. Пока мы подозреваем друг друга, демократии у нас нет. Не можем установить разумные налоги, потому что не относимся к другому человеку как разумному члену общества, кто сам готов выплачивать нужное для развития. А этот другой человек — мы сами. Изменить тип власти можно только вытесняя среду недоверия средой доверия.

Доверие становится чуть ли не первым из политических ресурсов. Там, где оно возрастaет — создается Украина; больше нигде. Люди, укрепляющие его своими действиями, принадлежат к украинскому политикуму, даже если не являются членами партий и не занимают официальных должностей: на них опирается политика доверия. Поскольку участвовать здесь может человек любого возраста, он принадлежит к этой генерации, какого бы поколения ни был.

Каждый, кто осуществил удачный опыт создания новых возможностей: написал книгу, создал семью, положил начало успешному предприятию или действующей организации для помощи отверженным; осуществил опыт любви — да-да, и любовь, — участвует в создании генерации, поскольку генерирует новые возможности и для других.

Реализуя инициативу — вступая в отношения с одной, несколькими или большим количеством людей, завязываешь отношения, основанные на доверии. Человек, в жизни которого есть подобный опыт, готов к сотрудничеству с другими, которым также это знакомо: у них есть общий язык.

Генерация возникает из тех, кто генерирует своей практикой новые возможности. Генерация — это критическая масса уникальных шагов, лес за деревьями. Он вырастает из написанных книжек, созданных семей, организованных предприятий, открытых хосписов, основанных журналов и т.п. — за каждым из которых начало личности, что люди определяют, не сговариваясь.

Греки Марафона, первые христиане, итальянцы Ренессанса, американцы, завоевавшие независимость США, — это генерации, генерировавшие новые миры. Именно такая генерация нам нужна. Не может быть апостолов после того, как они уже есть, но могут быть равноапостольные мужи.

Отсутствие генерации удостоверяет и непреодолимая «руина политикума» в Украине. Определив условно три «роли» в этом «театре»: профессиональные политики, обычные граждане, интеллектуалы, — увидим универсальные симптомы. Среди выступающих в роли интеллектуалов нередко слышно нарекание наподобие «что можно ждать от этого народа», «с ним ничего нельзя сделать» и т. д. Иногда высказанное явно, а чаще неявно, живое убеждение, что говорить о «высоком» (например, относительно необходимости отдачи, и не только в политике, морали, а и, например, восприятии сложного искусства) наивно, потому что «обычной аудиторией» воспринято не будет. Это то, что было названо изменой интеллектуалов: потому что «Царствие Небесное усилием берется». Подавать дело так, как будто можно каким-то чудесным образом обойтись без этого усилия — означает вводить в заблуждение. Даже если тот, кто выступает в роли интеллектуала, сам очарован распространенными импульсами. Но тогда он не интеллектуал.

Среди тех, кто выступает в роли политиков, увидим распространение популизма, обещаний, раздающихся вокруг, обходя единственно рациональный пункт: осуществление преобразований нуждается в усилиях от граждан, требующих преобразований, — больше их взять неоткуда. Могут быть необходимые так называемые «непопулярные решения»; потому что понятно, что человек, одаренный как политик, может видеть необходимость принципиальных шагов раньше, чем большая часть общества. Блестяще сказано, что современные политики думают о том, чего хотят люди, а не о том, в чем они правы. Желание так же не основание для внешней или внутренней политики, как и страх.

Наконец, относительно общественности, — всем знакомы высказывания наподобие «от меня ничего не зависит», «ничего из этого не выйдет» и тому подобное. Понятно, взятые как принцип уклада жизни, они делают невозможными любые перемены. Аполитичность граждан дополняет измену интеллектуалов и популизм политиков.

Впрочем, можно ли говорить об «аполитичности граждан»? Это противоречие в терминах: граждане и есть «политические существа». Должнo говорить не о «гражданах», а о «населении».

Так же как может ли быть политик — популистом? Следует говорить о «политиканах». И, опять же, является ли интеллектуал, допустивший «измену интеллектуалов», — интеллектуалом? Только тем, кто играет роль.

Таким образом, не говоря об исключениях, не имеем ни граждан, ни политиков, ни интеллектуалов. Из-за отсутствия всех участников политикума отсутствует и сам политикум. Кворума, так сказать, нет.

Нужно заметить: известное «политика искусство возможного» означает не только мастерски использовать очевидные возможности, а создать искусство создания возможного. У настоящего политика и просто гражданина открываются, как второе дыхание, те возможности и ресурсы, которых перед этим никто не видел. Подобно расширению круга доверия, генерируем друг для друга возможности. Действительный шаг гражданина — на вершок — добавляет возможностей и начертания программ, и теоретически проникнуть в потенциал общества.

Одновременно, в условиях глобализации генерация доверия становится и источником внешнеполитического развития. Строя сеть отношений в обществе на доверии, создаем почву естественного развития Украины как части европейского мира. Достоинство, личное усилие отложились в нормах и институциях европейско-североамериканского мира как их кристаллизации. Украина в этом отношении является ответвлением этого мира (почему чувствовать себя украинцем в определенном смысле сегодня легче в Канаде и США их гражданам, чем тем, кто на украинских просторах). Украина есть там, где есть Европа: те, кто становится украинской генерацией, в то же время отстраивают Европу, и в этом состоит, по классическому выражению, их всемирно-историческая миссия, общая с другими европейцами.

Следовательно, Украина — это только шанс для своего осуществления при условии усилия генерации. Вне элемента достоинства Украины, как и украинцев, не может быть. Будет генерируемое достоинство в обществе — будут Украина и украинцы. Поэтому речь идет о генерации без оглядки на этническое происхождение, так же как без оглядки на возраст.

С этой же точки зрения решается застарелый вопрос относительно украинского языка. Зрелый гражданин азбучно бережно относится к памятникам природы, истории, культуры страны где живет, поддерживая их и не давая разрушаться. Язык одновременно — живой природный, исторический и культурный памятник. Зрелый гражданин естественно овладевает им; и дискуссию относительно этого вопроса осмысленно вести возможно только приняв этот пункт гражданского отношения за исходный.

Украинские культура, политика, а значит и экономика не национальные, а фрагментированные — следовательно не украинские. Преодолеть фрагментироованность так же может критическая масса частных усилий. Молодой человек, который проехал бы автостопом по стране от востока до запада и написал книгу наблюдений «От Луганска до Ужгорода» — дал бы срез Украины как целого. Сайт в Интернете, где размещались бы самые интересные материалы из местной прессы всех областей (оригинальные мысли, неожиданные факты из жизни, нешаблонные фото), был бы местом встречи мыслей всех граждан. Наряду с таким архивом, который все время накапливался бы, легко положить начало взвешенным и, как подобает, небыстротечным дискуссиям, которые базировались бы на этих обширных материалах под рукой. Пустая ниша — академический сайт, посвященный украинскому языку, где каждый гражданин имел бы доступ ко всем лучшим словарям, и в то же время мог бы получить справку относительно грамотного решения сложных языковых вопросов.

Это только несколько примеров (читатель легко добавит не один) возможных проектов, содействующих «проекту Украина». Выполнить его способна только генерация. Но она и появится только выполняя его. Фрагментированными были и Италия, и Германия, и даже США — это преодоленная ситуация. Было бы усилие не оставаться в ней, а генерировать связи.

В книге «Украина в огне» А. Довженко, прослеживая историю Украины, приходит к выводу, что все беды и слабости, поражения в последних войнах в том, что украинцы не умели уважать себя. Уважение внутри поколения или между поколениями, уважение оппонента в дискуссии: семейной, соседской, между коллегами, в прессе, в парламенте, между ветвями власти — то же уважение. Будет генерация уважения — будет Украина.

Уважайте себя, чтобы быть того достойным — более точный вариант известного обращения. Такой язык понятен зрелым людям и может быть паролем генерации. Или паролем героев — ведь герой следует принципам, даже если их не придерживается больше никто.

Эдуард ЩЕРБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ