Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Год быка по-украински

27 февраля, 2009 - 20:23

Что-то не везет Украине на разных зодиакальных восточных животных. Вроде бы и много среди них домашних, а кусают или клюют, как хищные. Вот как начал 2005 год, год петуха, клевать, так и до сих пор не перестает. Надеялись, что 2006, год собаки, залижет эти раны, но и ему это не удалось. Следующие два года только добавили новых ран. И следов от прошлых тоже не стало меньше. Прежде всего, в душах и сердцах наших. Да и слишком глубоки и жгучи эти раны. И очень уж их много. Кто только не пытался укусить, грызнуть, дать пинка или просто ущипнуть. И свои, и чужие. И друг друга, и Президента, и правительство, и Верховную Раду, ища предлог и самые колкие слова.

Не стал исключением и нынешний год быка. Он у нас тоже начался не как у людей. Все самое худшее сразу пошло в ход: и рога, и копыта, и воловье упрямство. Причем сразу в первые дни нового года, невзирая на целый ряд рождественских праздников, духовная суть которых — это, в первую очередь, благословение, очищение души от разной скверны, пересмотр и переоценка своих моральных ценностей. Когда в почти каждой городской и сельской хате и квартире звучали слова восхваления Иисуса Христа, когда и старые, и малые колядовали и щедровали, и мы друг другу желали здоровья и любви, согласия и душевного покоя, а нашей Украине — мира, добра и процветания, наши «землячки» создавали «специальные комиссии», искали на газовых кранах не столько чужие, сколько и свои руки.

Разве это этично и морально: вечером поздравлять друг друга с Новым годом, Рождеством, Крещением, а утром, простите, поливать грязью, подбирая самые язвительные и самые грубые слова. Причем публично, при как можно большей аудитории. Не по-человечески, не по-христиански! В одной руке держать свечу и креститься, а во второй — ложку дегтя. Грешно! Ну, почему мы так часто действуем в пределах двух крайностей? То говорим, что «наша хата с краю», а то выносим из нее весь мусор на люди. Кое-кто постоянно поучает: что это в интересах демократии, это и есть гражданская позиция. Чья? Партии, фракции, коалиции? А может, избирателей? Скажите конкретно, каких. Но ведь принципы демократии ничего общего не имеют с очевидными грязными политическими играми, направленными на дестабилизацию общества, на возмущение общественного мнения, на противостояние одного региона другому и т.д. А в целом наносим Украине новые раны.

Больнее всего то, что в своих политических и властных междоусобицах большинство из этих лающих и кусающихся особей издеваются над нашей человеческой и исторической памятью, которую в последние годы, в том числе благодаря публикациям в «Дне», удалось сберечь и приумножить. По слову, по предложению, по именам, разбросанным по миру, собрать вместе. Причем это стало возможным не столько при участии нынешних политических «грызунов», сколько благодаря старшему поколению, которое чудом выжило в мясорубке ХХ века и сохранило не только память, но и честь, достоинство и совесть. А сколько ехидности и злорадства чувствуем в голосе и в интонациях многих политиков, когда заходит речь об Украине. А она же у нас не только по названию, но и по идентичности единственная на планете. Другой у нас нет, как поется в известной песне. И «...все на світі можна вибирати сину, вибрати не можна тільки Батьківщину» (Василий Симоненко).

Миллионы имен великих сыновей и дочерей родила и воспитала наша земля. Но не всех уберегла. Тысячи имен высечены на гранитных и мраморных плитах по всему миру. Весь украинский алфавит на памятниках и надгробных плитах. От «А» до «Я». Гонимые со своей земли, голодные, без крыши над головой, униженные, затравленные и бесправные украинцы сами поднимались с колен и возвеличивали не один народ и не одну страну, сохраняя в фамилиях, именах, паспортах, в душах и песнях — в памяти код своей земли, своей нации, своей родной страны и языка. И никто, нигде и никогда не называл их «маленькими украинцами». А мы в своей стране сами додумались до этого унижения. Достаточно того, что не одно столетие мы уже были «малороссами». Потому не нужны нам ни старые, ни новые определения. Независимо от того, кто их тиражирует.

Также никогда наш народ не посягал ни на чужие земли, ни на чужие территории. Потому что «за всю историю, — как писал Владимир Вернадский, — Украина боролась за очень мало пунктов, которые были важны для жизни народа и утверждения государства: это — образование, книгопечатание, церковь и язык». Мы боремся за это и сегодня. Но почему-то снова по большей части сами с собой. И не задумываемся, что боремся против Украины. Вот, например, возьмем Бразилию. Скажите там, что есть страна лучше нее, вам возразит даже ребенок. Потому что есть неписаный закон для всех — ни одного плохого слова в адрес своего государства, его народа. Если тебе что-то не нравится, если тебя что-то не устраивает — ищи лучшее. А лучше, как известно, там, где нас нет.

Откуда у нас эти двойные стандарты, признаки откровенной антиукраинщины, пренебрежение исторической правдой и памятью, неуважение, в конце концов, к самому себе, отречение от родовых корней и материнского языка? Откуда эти антиморальные категории, эти корни «бузины», признаки хамства, чванства, цинизма и в придачу дикие понятия «азиатчины»? Неужели причина только в низкой публичной культуре, которая берет свое начало с кухни и, не подвергаясь совершенно никаким изменениям, тянется до высоких трибун. Послушайте, те лексика и слова, что за кухонным столом, — они же и в сессионном или другом зале. Отсутствие интеллигентности и духовности, являющихся основой терпимости, толерантности и порядочности. Оказывается, не образования не хватает, не знаний и званий (у многих их даже слишком много), а именно высокой культуры. И не нужно здесь спекулировать платоновским изречением «хоть ты мне друг, но истина дороже». Потому что суть истины именно в том и заключается, что получена она не ломовыми методами, не крепкими словами и не горькими слезами, а силой убеждений, аргументов, компромиссов.

Аркадий МУЗЫЧУК, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ