Голодомор — одно из страшных преступлений против человечества, страшных тем, что несет в себе корень первобытной дикости: истребление людей голодом и доведение до людоедства. Но если говорить о нас, то должны заглянуть себе в душу и со всей искренностью признать, что мы сами, украинцы, виноваты в том, что носим ярлык «многострадальности», что нас веками топтали алчные государства. Не знаю, как вы, но этот ярлык «многострадальности» я не считаю чем-то таким, чем мы могли бы гордиться. И в конце концов, если говорить откровенно, то и здесь лицемерим: не такие мы хорошие, как хотим себя представить: и мы порабощали, грабили, убивали невиновных. Стоит вспомнить империю Русь и братское кровопролитие князей за власть. Не расплачиваемся ли за преступления прошлого таким страшным образом? Не является ли наша «хата скраю» причиной тех страшных событий истории? Но ментальность не является постоянным показателем. Она зависит от нас и наших поступков, поэтому ее можно изменить. Говоря о Голодоморе как о геноциде, должны осмыслить это преступление в трех измерениях.
• ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА И ПАМЯТЬ
Каждая нация должна беречь историческую правду в будущих поколениях, ведь кто не знает своей истории, тот не построит хороший фундамент в будущем и будет теряться в собственных ошибках. Выстроенный мемориал — это капля в море, это только начало. Мероприятия, организованные по случаю годовщин преступления, и настойчивый труд общественных деятелей, журналистов, историков по выяснению правды — это главная задача. Правду о Голодоморе нужно не только преподавать в вузах, но и в школах, прививая молодому поколению сочувствие и милосердие к жертвам, к своим соотечественникам, к своим гражданам. И начинать со школы, церкви, семьи.
Голодомор и правда о нем в нашем обществе политизированы: разные политические силы пытаются перетягивать канат ради своей выгоды. Мы должны быть сильными и не позволять интриганам манипулировать нашим сознанием.
Конечно, человеческой психике свойственно забывать плохое, но этот случай особенный. Во-вторых, мы не должны жить в ненависти друг к другу. Такой подход не имеет будущего. Должны забыть собственные амбиции и гордость, чтобы быть добрыми украинцами.
Переживаем трудное время в обществе: время очищения. 20 лет — это только половина пути, чтобы избавиться от рабской психологии. Необходимо еще 20 лет, чтобы достичь полноты, то есть быть зрелым, потому что, как известно, Моисей водил народ по пустыне 40 лет, так и мы пока что блуждаем и не находим собственного фундамента. Переживаем кризис духовности: с одной стороны двойная мораль из коммунистического прошлого, с другой — американизированный разврат и политика двойных стандартов. Везде жажда денег, лицемерие, нажива. Между одним и вторым где-то скитается человек и человеческого в нем очень мало. Это досадно, но я верю, что мы выберемся из гнилой моральной ямы, в которой находимся.
• ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
Это преступление таит в себе что-то первобытное, например, людоедство и безумие. Мне кажется, что не достаточно рассказывать Европе правду о нашем геноциде через фильмы, книги, статьи. Нужно обратить внимание на то, что подобное преступление совершается сегодня в повседневной жизни тихо и незаметно. Одни жируют и выбрасывают продукты на свалку, другие — умирают от голода. Кто-то скажет: что нам до голодающих Индии, Африки... Но именно в этом и заключается наше преступление — самое страшное преступление безразличия и релятивизма. Показательную помощь бедным народам (чтобы заглушить муки своей несуществующей совести), оказывают богатые государства. Но это все поверхностно и неискренно.
Во многих наших семьях есть такой обычай: когда падает хлеб, его поднимают и целуют, даже если не едят. И в этом проявляется уважение к хлебу и хлеборобскому труду. Мы забываем о том, что даже в основной христианской молитве «Отче наш» просим у Бога: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь!» Голодомор должен был напомнить всем, что не имеем уважения к хлебу, а следовательно, и к жизни.
Наша нация имеет перед Провидением задание: на примере Голодомора предупредить другие государства мира, что может происходить с ними, если проводить алчную политику. Может возникнуть страшная техногенная катастрофа и уже не искусственно организованный голод, а настоящий, созданный как наказание Провидением, если дальше будем безразличными. Кто же тогда выживет? Ответ простой: выживут не богатые лицемеры, а те, кто имеет душу.
• ГРАЖДАНСТВО МИРА
Я с грустью смотрю на современность и с уверенностью скажу: это животные живут разумом, а люди — инстинктами.
Миром всегда двигали не благородные идеи, а нажива, деньги, власть. И в этом большая ошибка. Если хотим, чтобы земля и дальше плодоносила, насыщая свыше семи миллиардов людей, то должны задуматься не только над стратегиями или технологиями; должны задуматься над тем, как сохранить красоту этого мира. Природа — не бездонная бочка, из которой можно выкачать все богатства. Природа — Божий дар, данный человеку для охраны. Не являются ли предупреждением для человечества страшные преступления прошлого века, в частности Голодомор?
Сегодня актуально уже понятие гражданства мира. Это восприятие мира как гениального единства в разнообразии, как приумножение и обогащение культур, а не война миров, религий, государств. Мы имеем задание: быть хорошими гражданами своих государств, патриотами, но наряду с этим должны быть хорошими гражданами мира, чтобы никогда не закрывать глаза на все преступления против человечества.