Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хитрая «сетка»,

или Как правительство делит бюджетников на «белых» и «черных»
21 июля, 2005 - 19:07
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Чего только не попробовали наши реформаторы на пути к рыночной экономике, а вот до настоящей реформы оплаты труда, которая бы предусматривала существенное увеличение доли заработной платы в ВВП, руки все никак не доходят. Вот и сейчас вместо нее нам в очередной раз предлагают суррогат, «сваренный» еще предыдущим правительством, под названием «Единая тарифная сетка» (ЕТС), внедрение которой предусматривается с 1 сентября этого года. Нетрудно вспомнить, что основанный на ЕТС механизм оплаты труда работников бюджетной сферы уже действовал в Украине в 1993—1996 годах, но был отменен как неэффективный. Сразу замечу, что причина была не в ЕТС, а в принципах ее построения и реализации. К сожалению, и проект новой ЕТС, который Министерство труда и социальной политики Украины разослало министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Национальной и отраслевым академиям наук для срочной проработки и визирования, тоже далек от совершенства.

В объяснительной записке к проекту декларируется, что внедрение ЕТС позволит повысить должностные оклады работникам бюджетной сферы, устранить имеющиеся диспропорции в оплате труда этих работников и установить оптимальное соотношение в оплате труда, в зависимости от квалификации работника, сложности и ответственности выполняемых им работ.

Проектом установлены 25 тарифных разрядов, а также тарифные коэффициенты. Должностные оклады (тарифные ставки) по разрядам ЕТС определяются путем умножения оклада (ставки) работника 1-го тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Сначала правительство предлагало три этапа внедрения ЕТС. На первом этапе, с 1 сентября 2005 г., исходя из оклада (ставки) работника 1 тарифного разряда — 332 грн., т.е. на уровне установленной с 1 сентября этого года минимальной заработной платы. При этом соотношение между первым и последним (25-м) разрядом составляет 1:3,35. На втором этапе, с 1 января 2006 г., предусматривается увеличение этого соотношения до 1:3,93, и на третьем, с июля 2006 г. — до 1:4,51. (В доработанном варианте конкретные даты этапов уже исчезли и будут определяться Кабмином).

Уже первичный анализ показывает, что ЕТС ничего позитивного в оплате труда ряда категорий бюджетников не дает. Более того, в ряде случаев она даже ухудшает ситуацию. Так, например, в соответствии с действующей сейчас схемой, должностной оклад старшего научного сотрудника Национальной академии наук Украины с 1 июля 2005 г. составляет 1038 — 1062 грн. А что же мы будем иметь при ЕТС? Для старшего научного сотрудника установлен тарифный разряд 19-20 с соответствующими тарифными коэффициентами 2,65 и 2,85. Следовательно, его оклад с 1 сентября этого года будет составлять 880—946 грн. Хотя авторы проекта ЕТС предусмотрели, что в случае уменьшения у отдельных работников размера заработной платы в связи со вступлением в действие этого постановления будет осуществляться выплата разницы между действующим и новым размером заработной платы. Однако это означает не что иное, как консервацию размера заработной платы на неопределенный срок. А где же декларируемое повышение окладов?

Дальше — больше. Разработчики проекта, похоже, решили разделить бюджетников на «белых» и «черных» даже в рамках одной профессии и должности. В проекте постановления читаем: «Научно-педагогическим и научным работникам высших учебных заведений, имеющих статус национальных... при определении максимальных размеров должностных окладов (ставок заработной платы, тарифных ставок) и ставок почасовой оплаты труда согласно дополнениям к этому постановлению применяется дополнительно коэффициент 2, а другим работникам учреждений, заведений и организаций, которые имеют статус национальных — коэффициент 1,5».

А теперь сравним опять же на конкретном примере. Должностной оклад старшего научного сотрудника НАН Украины в соответствии с ЕТС с 1 сентября 880 — 946 грн. Должностной оклад доцента и старшего научного сотрудника в вузах несколько меньше — 813 грн. Но если вуз имеет статус национального, то с дополнительным коэффициентом 2 оклад будет составлять 1826 грн. Следовательно, ученые НАН Украины будут проигрывать своим коллегам из вузовской системы на соответствующих должностях в 1,7 — 1,8 раза.

По-видимому, понимая абсурдность такой ситуации, авторы проекта предложили для НАН Украины на первом этапе дополнительный коэффициент — 1,25. Но, во-первых, даже в этом случае разрыв все равно будет составлять 1,42 раза. И, во-вторых, этот коэффициент касается только руководящих работников и научных сотрудников. А как же быть с инженерно-техническими работниками, специалистами и служащими, у которых оклады будут в 1,5 раза меньше окладов таких же работников в «национальных вузах»?

Необходимо отметить, что сейчас более 70 высших учебных заведений имеют статус «национальный», а это почти все вузы, которые существовали в советские времена. Некоторые из них не отвечают даже III уровню аккредитации. Вакханалия раздачи статуса «национальный» процветала во времена Леонида Кучмы, а сейчас первые шаги в продолжении этой «традиции» делает и Виктор Ющенко.

Принимая во внимание то, что согласно ст. 15 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» Национальная академия наук Украины определена высшей научной организацией Украины, которая организует и осуществляет фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и что именно в научных учреждениях НАН Украины и сейчас, и раньше концентрировались научные работники высочайшей квалификации, категорически нельзя согласиться с подходами со стороны Кабинета Министров Украины относительно оплаты труда в НАН Украины.

Что же предлагают Президиум НАН Украины и профсоюз?

В первую очередь нужно распространить на научных работников учреждений и организаций НАН Украины, при определении размеров их должностных окладов (ставок заработной платы), дополнительный коэффициент 2, а на других работников — коэффициент 1,5, как это сделано для вузов со статусом «национальный». Ведь Академия имеет такой же статус!

Во-вторых, нужно повысить тарифные разряды руководителей структурных научно-исследовательских подразделений (сектора, лаборатории) и высококвалифицированных рабочих, которые заняты на особо важных и ответственных работах.

В-третьих, если уже и вводить в действие ЕТС с 1 сентября 2005 г., то сразу с коэффициентами от 1 до 4,51 (если на это не хватает средств, то зачем спешить?).

Соответствующие предложения были направлены Минтруда, но и в так называемом «доработанном» варианте проекта ЕТС они абсолютно проигнорированы. При таких обстоятельствах ученые не могут согласиться с проектом ЕТС и не желают участвовать в «театре абсурда», когда много высших учебных заведений, которые едва «дотягивают» до III уровня аккредитации и неизвестно за какие достижения получили статус «национальных», будут иметь значительные преимущества относительно оплаты труда сравнительно с НАНУ.

К большому сожалению, отношения с учеными у нынешней власти не заладились. Кроме «правильных» лозунгов реформирования Академии, которое больше похоже на разрушение, мы пока что ничего не увидели. Проект ЕТС — из того же ряда.

Анатолий ШИРОКОВ, председатель профсоюза работников НАНУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ