Как чистый звон-перезвон горных речек в Путиле, что на Буковине, отшумел традиционный праздник выхода на полонины. Сколько бы ни бывал на нем, а он привлекает все больше и больше. Неповторимым колоритом, высоким духом горцев, которые пронесли и сберегли традицию сквозь века. И никто сегодня не скажет точно, когда и кто впервые надумал организовать многолюдное действо проводов на полонины, созывающее всех, не оставляя безразличным ни ребенка, ни взрослого.
Так было и так будет, пока стоят эти зеленокосые горы и долины, и ясное солнце над ними.
Торопимся и мы. В десятый раз, в двадцатый — уже не помню.
В этом году в Путиле отважились и сообщили — быть празднику в то же время и храмовым. Ибо когда собирается вся община, когда к нему приобщаются все села и хуторки, то иначе его и не назовешь.
А над горной Путилой все зажигательнее играют музыканты. Знаменитые коломыйки зовут в толпу, к танцу, к неповторимому каждый раз действу.
Но отличия все же есть. Хотя и те же самые люди, но прибыли они на праздник значительно более важными и гордыми за свою сегодняшнюю судьбу. И понятно почему: теперь — они настоящие хозяева полонин и распоряжаются своими богатствами не по чьему-то указанию, а как собственная совесть подскажет. И результатов их добросовестного труда хватало и для государства, и для своих личных потребностей.
Тем временем музыканты играют все зажигательнее, извещая всех, что полонинский праздник вступает в свою главную стадию. Традиция есть традиция. И община в добром согласии уже советуется, кому на празднике ватажком быть, кто поведет чабанов, пастухов в горы высокие, чтобы не ошибиться в работе и поздней осенью с хорошим результатом домой вернуться. Сходятся в одном: это право предоставить главе крестьянского кооператива им. Л.Кобылицы Танасию Михайловичу Лейбе. Он — хозяин из хозяев. За короткое время сумел организовать работу животноводов так, что каждый участок, за которым закреплены наиболее добросовестные труженики, обеспечивает хорошую отдачу, а еще он заботится и о славной истории своих родных Сергиев. Это же отсюда на весь мир грянуло пламенное слово народного мстителя и гуцульского посла Лукьяна Кобылицы.
На празднике раздаются слова уважения и благодарности за труд добросовестный десяткам и десяткам полонинников, которые, перейдя на новые выгодные условия труда, добиваются весомых результатов в животноводстве. Полонинники уже теперь на деле доказывают, что именно во время летовки они обеспечат максимальную отдачу от скота и овец, надеясь, что государство и Бог всячески посодействуют им в благородных замыслах.
Тем временем праздник подходит к своей завершающей стадии. Внезапно вспыхивает гуцульский костер, огонь от которого будет зажжен на всех полонинах, кружит вокруг прощальный танец, и ватажок уже выводит своих всадников в неблизкий путь. «В добрый, счастливый путь! — благословляют участники праздника и гости полонинников. — Возвращайтесь с честью».
И они непременно вернутся. Тогда, поздней осенью, когда на полонинах погаснет до следующего сезона чабанский костер, а его хозяева с честью завершат свои нелегкие труды, за что их непременно люди вспомнят.