(Отзыв на статью Натальи РОМАШОВОЙ «Леонид КРАВЧУК: Мне кажется, что всем должно быть стыдно... Всем», «День» №126, среда, 1 августа 2007)
Много ли у нас умных, сообразительных людей? Немало, и в разных областях человеческой деятельности, как в материальном производстве, так и во многогранной творческой работе. Конечно, есть таковые в отдаленных селах и в больших городах. Но чтобы количественно выразить их, назвать какие-то цифры, такого не приходилось ни слышать, ни читать в популярных или других изданиях. Нигде и никогда, даже и не надеялся когда-нибудь увидеть такое. И вот знакомлюсь с беседой корреспондента с бывшим президентом Украины Леонидом Кравчуком: Леонид Макарович, между прочим, сообщил, что в партии СДПУ(о), в руководство которой он входит, накануне прошлогодних выборов в Верховную Раду в марте насчитывалось 370 тысяч членов партии, а сейчас их оказалось 20 тысяч.
Так что же это такое? Выходит, за один год с месяцами набралось сколько прозревших? Показатели поразительные, даже дух захватывает. Рассуждай, кто как захочет. Это прогресс или движение назад, хорошо или плохо? Или что-то другое? Однако над этим обстоятельством в первую очередь пусть размышляют те, кто причастен к упомянутой партии.
И далее, говоря о наших политиках, Леонид Кравчук оценивает их довольно критически и даже считает, что всем нам должно быть стыдно. Всем? На этом стоит остановиться. Политический кризис в стране появился не вдруг, назревал он постепенно и давно, еще в предыдущем составе парламента. И набралось столько нарушений в его деятельности, начиная от регламентных и до блокировки работы Конституционного Суда, что в конце концов это привело к новым досрочным выборам.
А что, раньше не велись политические баталии в стенах Парламента? Да сколько угодно, еще с первых дней независимости. И они же являются составляющей, наравне с правовыми, этическими, философскими взглядами, системы общественного сознания, которую называют идеологической. Давно мы не слышали ничего о памятной всем нам с советских времен идеологической работе. Даже начинаем верить, раз социалистическая идеология отошла в прошлое, то и идеология исчезла и больше нам ненужна. В Конституции об этом написано так: «Общественная жизнь в Украине основана на основах политического, экономического и идеологического многообразия». Нет возражений, потому что в мире немало идеологических доктрин, основными из них являются консервативная, либеральная, социалистическая, и, соответственно, есть политические партии, которые исповедуют эти принципы, борются за них, приходят к власти, потом по итогам выборов уступают другим партиям, и все это в одной и той же стране. А вот продолжение этой статьи Конституции уже сомнительное, вызывает некоторую растерянность. «Ни одна идеология не может признаваться государством обязательной».
Государств без идеологии не существует. Каждая из них имеет свою, исходя из ее исторического развития, самобытности, культуры, международных взаимоотношений. Например, идеология США — это дух новаторства, творчества, борьбы за первенство, успеха. Американцы имеют большие достижения в промышленности, сельском хозяйстве, они построили большие города, прекрасные пути сообщения, изготавливают первоклассные и разнообразные изделия и товары. Но в 1961 году первый полет человека в космос осуществил Советский Союз. Для Америки это стало большим потрясением. Как это могло произойти? Немедленно заработали правительственные комиссии, начались поиски, где и в чем они отстали. И пришли к выводу, что путь в космос лежит через образование, научные и технические открытия. Направили значительные средства в эти области, и уже спустя несколько лет, в конце тех же шестидесятых, заняли доминирующие позиции в космических полетах.
Шестнадцать лет назад произошло изменение общественно-политического строя. Закончилось строительство социализма, Украина стала независимой, правовой, демократической, а на смену социалистической идеологии пришла новая — идеология перестройки государства и реформирования, которая началась с приватизации, перехода к рыночным отношениям. Помню, и я когда- то стоял в очереди в сбербанке, чтобы получить ваучер или имущественный сертификат. И куда-то его сдал, на этом все и закончилось. Кое- кто продавал их за небольшие деньги, один мой знакомый как-то получил дивиденды в размере одной или двух гривен с копейками. Приватизация оказалась выгодной для руководства предприятий, тех, кто имел доступ к товарно-материальным ценностям и, конечно, представителей власти. Потом пошли различные схемы, доведение хозяйств до банкротства и покупка их за бесценок, разницы в ценах, вывоз материалов за границу. Все это привело к тому, что люди назвали хищением народного добра, началось обогащение отдельных лиц, покупка ими дорогих автомобилей, строительство новых домов. Поэтому и возник вопрос: какое государство строим и для кого.
В результате ухудшения жизненного уровня населения одни вплотную столкнулись с бедностью, другие с производства перешли в торговлю, третьи выехали на заработки за границу. В перестройке и реформировании взяли верх корыстолюбие и нажива, где без криминалитета не обходится. Поэтому об идеологии в Украине руководство стеснительно и не осмеливалось вспоминать, считало, что лучше спрятать голову в песок, чем о ней где-нибудь обмолвиться. Кому же хочется выставить себя на посмешище всему миру, ведь коррупцию никто не приветствует. Правда, был один такой случай, когда президент Леонид Кучма неожиданно заявил в своем выступлении, что у нас национальная идея не сработала. Но без национальной идеи мы останемся пожизненными рабами на своей земле.
Приближаются выборы — проверка на зрелость. Наиболее многочисленная Партия регионов торжествует, на своем съезде поражает новыми технологиями, пышными фейерверками. И пополнение прибыло, появились перебежчики из других партий. Знаменательно, что ведущие концерта, устроенного для делегатов съезда, вели программу вдвоем и на двух языках, будто подчеркивая, что украинский язык обязательно должен использоваться в паре с русским. А больше ничего особенного, все то же самое, что было раньше. Новое только то, что СДПУ(о) решила поддержать Партию регионов, потому что сама не идет на выборы. И правильно делает, у нее нет никакой перспективы. А кое-кто допускает даже возможность их объединения.
Между тем, изменения назревают, и большие, их уже давно ждут, и они вот-вот произойдут, нельзя же долго действовать вопреки здравому рассудку. Но только тогда, когда эти надежды будут закреплены в победе блоков «Наша Украина — Народная самооборона» и БЮТ, когда они образуют большинство в новом парламенте и сформируют правительство, которое будет действовать в согласии с Президентом. Именно такое единство является залогом успеха.