В последнее время много говорят о патриотизме и национализме. Конечно — украинском. По утверждению авторитетного политологического словаря The Concise Oxford Dictionary of Politics, «патриотизм — это чувство причастности к своей стране или нации, не связанное с какой- либо программой политических действий». Национализм же делает принадлежность к своей нации политическим принципом или программой. Т.е. это тот случай, когда человек за право носить казацкие усы и громко петь родные песни готов попасть в подвалы НКВД или взять в руки оружие и драться за собственное достоинство, жизнь своей семьи, честь Родины. Национализм — это патриотизм в действии. Такие чувства присущи всем народам мира.
Однако разные народы вкладывают в понятие «национализм» разное содержание. Часто оно различается, как в понятии «справедливости» для волка и ягненка. К сожалению, на протяжении последнего тысячелетия Украина играла роль именно ягненка, на которого точили зубы и которого рвали на куски алчные соседи- волки. Следовательно, этнические украинцы были просто вынуждены защищать землю пращуров, и поэтому никогда не угасала, а только меняла формы и названия национально-освободительная борьба народа Украины.
Отцом украинского национализма признается Николай Михновский. Еще в 1904 году он писал: «Главная причина несчастья нашей нации — отсутствие национализма среди широкой общественности... Национализм — это огромная непреодолимая сила, которая ярко начала проявляться в XIX веке. Под ее мощным натиском разрываются, казалось, непобедимые цепи, распадаются великие империи и вызываются к исторической жизни новые народы, которые до этого времени покорно исполняли свои рабские обязанности перед чужестранцами-победителями». Как видим, для Михновского главное значение национализма состояло в освобождении от рабства. Именно поэтому он предложил лозунг «Украина для украинцев!», который стал ведущим постулатом этногосударственной политики ОУН в течение 20— 40 х годов прошлого века.
Однако этот лозунг ни в коем случае не означал «Украина ТОЛЬКО для украинцев». Наоборот, как отметил Василий Деревинский («Этнонациональная концепция ОУН», «Визвольний шлях», кн. 10, 2003), «позиция ОУН в отношении инонационального населения была такой: в Украине могут проживать представители всех этносов. Единственное требование — показать лояльность к Украинской Нации, ее освободительному движению, а впоследствии — к Украинскому государству». Олег Рысь отмечал: «Каждый народ будет полностью самоорганизовываться, насколько это будет отвечать его потребностям, его стилю жизни, его традициям». Даже не ставилось условие изучения украинского языка. «В будущем Украинском Национальном Государстве ВСЕ ЭТНОСЫ будут ИМЕТЬ РАВНЫЕ ПРАВА». С другими народами ОУН предусматривала строить отношения «на основах РАВЕНСТ ВА, ТОЛЕРАНТНОСТИ, СОТРУДНИЧЕСТВА, добиваться построения НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА СОБСТВЕННЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ЗЕМЛЯХ». В частности — для белорусов, грузин, литовцев, румын, словаков.
С началом Второй мировой войны, когда ОУН развернула активную деятельность на Востоке Украины, руководство организации изъяло лозунг «Украина для украинцев». Здесь учли многонациональный состав восточных территорий и то, что «вследствие коммунистических диверсий украинские идеи воспринимались теперь как человеконенавистнические».
Вполне естественно, что порабощенный народ не может любить своих угнетателей. Однако в отношениях с СССР ОУН различало отношение к народу и к государственному аппарату, призывало русских к общей борьбе против коммунистического режима за политическую, экономическую, личную свободу. Русскому меньшинству в Украине гарантировались полные права. Зато русский народ должен гарантировать украинцам право развивать родной язык, культуру в Российском государстве.
Современная исследовательница Г. Дичковская приходит к выводу: «Идеология освободительного движения не содержала признаков верховенства Украинской Нации, ненависти или унижения достоинства других наций». Председатель сегодняшней ОУН Николай Плавьюк отмечает: «Сейчас программа ОУН основывается на философии ГУМАНИЗМА И СВОБОДЫ...Она отрицает авторитаризм, империализм, насилие и антигуманность» («Українське слово», №45, 2003).
Однако главное различие между национализмом украинцев и национализмом их соседей заключается в том, что «Украинские националисты никогда не имели претензий к территориям, которые не были заселены украинцами» (И. Лысяк-Рудницкий).
В то же время история России, становление национализма в этом государстве с самого начала строилось на основах захватничества и насилия.
Современная Россия, бывшая Московия, является порождением Киевской Руси, наиболее мощного государства Восточной Европы с развитыми отношениями в мире, высоким уровнем материального достатка и культуры. Хотя ни в «Большой советский энциклопедии», ни на уроках истории в школах России никогда не упоминалось и не упоминается, что основатель Москвы Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский, князь Суздальский, всегда мечтали вырваться из своих маленьких, затерянных в лесах городков и занять первый — Киевский — престол Руси. Юрий в 1149 году, а через 20 лет — Андрей с ненавистью самых жестоких захватчиков дважды захватывали Киев и уничтожали под корень его жителей. Чтобы окончательно закрепить за собой первенство среди родственников- князей, Андрей вывез из Киева не только сокровища, но и наиболее известные религиозные ценности: святые книги, церковные колокола и иконы — охранителей Руси. «Отныне мое княжество стало Русью!» — вызывающе заявил Андрей из Суздаля.
Начиная с насилия, Владимиро-Суздальское княжество и далее расширялось насильственным путем, подчиняя племена (меря, чудь, мордва), и совсем не принимая во внимание их мнение. В ХIV в. в острой борьбе между Тверским и Московским княжествами побеждает Москва, которую поддержали церковные патриархи. После преодоления татарского нашествия и полного уничтожения Золотой Орды, начинается присоединение к Московии городов Новгорода, Твери, Пскова, Смоленска, Рязани. Московское княжество стремительно укрепляется и, как воронка, втягивает в себя все новые земли вместе с населением, колонизируя, подчиняя своему влиянию «дикарские племена» с помощью военной силы, введения наследственного дворянства, крепостничества, роста церковного влияния. Уже в ХVI веке территория Московского государства в 10 раз превышала Московское княжество. С 1579 года начинается захват немерянной сибирской земли казачьим атаманом Ермаком. В 1654 году в Великое царство Московское, как известно, входит Украина. Но западные границы еще слабы. Петр I, наконец, «прорубил окно» в Балтику, захватывает страны Прибалтики, провозглашает империю. Но не Московскую, а Российскую! При Екатерине II захватывается Крымское ханство, через раздел Речи Посполитой — Польша, Беларусь, Правобережная Украина. Александр I присоединяет Финляндию, Грузию, Бессарабию.
Итак, история России принципиально отличается от истории Украины. Она с самого начала основана на жестокой диктатуре, расширении границ, посягательстве на чужие земли. Все подчинено цели захвата. Таков же и русский национализм — победный, имперский. Русские искренне уверены, что их стандарты «по вкусу» всем умным нациям, а кто не достиг такого понимания, того нужно учить. Долго и сурово. Недаром современные политики говорят: «Россия будет или великой, или ее не будет вообще». Поэтому ни украинцам, ни другим соседям России не приходится надеяться на покой. Нужно всегда помнить предостережение Леси Украинки: «Кто освободится сам, тот будет свободным. Кто освободит кого, в неволю возьмет».
Но наших соотечественников тревожит вопрос: каким должен быть современный украинский национализм?
Нет сомнения — укрепляющим, объединяющим наше государство, позволяющим сплавить в единый монолит 135 наций, населяющих его. Поэтому предлагаю собственный лозунг: «В Украине мы все — украинцы!» Такие слова заставляют каждого гражданина государства задуматься и осознать: если я родился или приехал на землю Украинского государства, дышу ее воздухом и ем ароматный украинский хлеб, то сначала я — украинец, а потом — русский, грек, еврей, татарин или поляк.
Поэтому объединяемся, жители Запада и Востока, столицы и провинции, и вместе создаем красивое, гордое, независимое Украинское государство. Потому что здесь земля наших пращуров, здесь жить нам и нашим детям. Потому что в Украине мы все — украинцы!