Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ирпенские чтения

Какими должны быть современные специалисты-педагоги
15 июня, 2006 - 19:32

Мы живем в эпоху большой сумятицы и неуверенности. Все озабочены «поиском средств спасения человечества, сбившегося с пути и стоящего на пороге неслыханной беды». У нас есть прекрасная возможность пользоваться плодами высоко развитой материальной цивилизации. Но что касается духовных и моральных ценностей — человечество находится на грани банкротства. Поэтому роль педагога — учителя и воспитателя — всегда имеет первоочередное значение.

Уже в четвертый раз в Национальном университете государственной налоговой службы Украины, который находится в Ирпене, прошли Международные педагогические чтения «Проблемы гуманизации обучения и воспитания в высшем учебном заведении». Каждый год на это мероприятие собираются ведущие ученые, чтобы обсудить вопросы, дамокловым мечом висящие над человечеством. Потому что даже разрушительные войны причиняют меньший вред, нежели моральная деградация, бездуховность, равнодушие, господствующие среди нас.

«Прервалась связь времен!» — с болью констатировал шекспировский король Лир. Отрекаясь от своего прошлого, мы, по словам директора Института высшего образования АПН Украины, доктора исторических наук Василия Ткаченко, теряем перспективу на будущее. Без внутреннего очищения мы обречены на духовное противостояние, углубление раскола и саморазрушение. Нужно четко придерживаться того, что человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность признаны наивысшей ценностью в Украине. Но не наибольшей ли бедой нашего прошлого является недоверие народа к власти, которая и должна проникаться заботой о нас. История свидетельствует, что украинцы всегда стремились формировать свое общество только на принципах наиболее полного равенства. Но находились те, кто хотели обрести право преимущества над массами. Их действиями управляла жажда к власти, обогащению, что связано с насилием. И вместе с тем — полное безразличие к большой государственной политике в интересах простых людей. Все это вызывало ненависть украинского народа. По свидетельству исследователей эпохи Хмельницкого, уже первые месяцы восстания засвидетельствовали, что массы стремятся навеки не иметь господ, отказываются от обычного послушания, желают быть свободными, но при этом не хотят платить никаких налогов. Так как в связи с этим не было возможности содержать регулярную армию, то гетману пришлось идти на подписание Переяславского договора и делать ставку на заступничество Москвы.

«Не напоминает ли это вам нынешние времена? — бросал риторический вопрос историк. — Кто бы как не пытался вызвать дух Майдана, общество в своем отношении к политике стало возвращаться в домайданное состояние. С появлением в нашей стране двух контингентов населения с противоположным образом жизни, раскол означает неспособность общества достичь гармоничного консенсуса между гражданами и представителями власти в связи с общим низким уровнем политической культуры. Кто, если не мы — преподаватели — должны его повышать?» Так Василий Ткаченко поблагодарил Ларису Ившину, главного редактора газеты «День» за то, что на страницах газеты постоянно печатаются материалы, касающиеся как настоящего, так и прошлого Украины.

«Главная задача вуза, — отметила ректор Западно-Донбасского института экономики и управления Нина Житник, — дать молодому человеку не только знания, умения и навыки, но и привить высокий уровень общей культуры — профессиональной, духовной, эстетической, физической; культуры общения, поведения, — все, что в нашей стране издавна называется интеллигентностью». Современный этап развития экономики выдвигает принципиально новые требования к специалисту, который должен быть реалистичным, прагматичным, предприимчивым и решительным. Именно это противоречие нужно решить в современном вузе.

На культуру, сетовала старший научный сотрудник лаборатории управления образовательными заведениями Института педагогики АПН Украины Валентина Болгарина, не хотят в образовании тратить время. А от этого теряется очень многое, так как личность получается бездуховной — с обрезанными крыльями. Не стоит забывать, что культура — это дом, где живет человеческое.

«Вопросы гуманности, культуры, личностных качеств очень близки врачу», — отметила доцент Донецкого медицинского университета Наталья Скородумова. Медиков очень волнует проблема нездоровья детородного поколения, которое страдает от страшных болезней — СПИДа, сифилиса, гепатита В, туберкулеза. Родители не хотят и не умеют беспокоиться о своих потомках. К окончанию вуза треть педиатров жалеют, что избрали себе эту профессию. Ведь работа тяжелая, заработок мизерный. В больницах не хватает лекарств, аппаратуры и так далее.

«Гуманистика сейчас поднимается на высокий уровень», — сказал в своем выступлении профессор кафедры философии налогового университета, заслуженный работник народного образования Михаил Ибрагимов. Ведь нужно противостоять тому искалечиванию человеческой души и культуры, которое происходит сегодня. Культура и цивилизация должны объединяться. А каким образом — нужно подумать. И тут растет роль педагога. Ведь именно он прививает любовь к знаниям, к прекрасному. И чтобы достойно воспитать человека, должен быть воспитанным, высоконравственным и сам преподаватель. Ибо от того, с какими эмоциями, мыслями и вдохновением он приходит в аудиторию, значительным образом зависит и настроение его воспитанников.

Игорь ШВЕЦ, с. Блиставица, Киевская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ