Очень своевременно газета «День» развернула на своих страницах широкий разговор о возвращении украинскому народу его исторической памяти, без которой нация не может полнокровно развиваться, уверенно смотреть в будущее. Это побуждает читателей к размышлениям и участию в довольно плодотворных дискуссиях относительно нашего прошлого, его тяжелых уроков.
И здесь «День» выступает настоящим университетом, обогащающим современников глубокими знаниями в общественно-гуманитарной, историко-культурологичной сферах, что так важно в наше непростое время, особенно в патриотической закалке молодежи.
На мой взгляд, долг интеллектуалов, которым не безразлична судьба национальной истории и культуры, — вернуть своему народу его духовное наследие хотя бы в правдивом написании его исторической судьбы. И как хорошо, что такую возможность им предоставляет «День», будучи последовательным и настойчивым в своей чрезвычайно важной просветительской миссии.
Как известно, последствия тоталитарного режима, особенно периода сталинщины, тяжелым бременем легли на плечи и на душу украинского народа. За всю свою многовековую историю Украина понесла наибольшие потери в XX веке. Духовная сфера от того апокалиптичного лихолетья пострадала больше всего.
Трудно найти в мире страну, в которой бы с такой демонической силой тотально уничтожались на протяжении десятилетий ее святыни, памятники национальной культуры, подвергались репрессиям миллионы людей.
Чрезвычайно вредную роль бывшая коммунистическая идеология , основывавшаяся на классовой борьбе и воинственном атеизме, сыграла в том, что многочисленные культурно-исторические институции, на протяжении веков формировавшие национальное лицо народов, были полностью разрушены и заменены на мотивированные по требованиям тогдашней политической системы.
Кампания по искоренению старинных названий городов, улиц, площадей, организаций приобрела тотальный характер до самой середины 80-х годов прошлого века.
Так идеологически подстроенные названия всех типов, неправомерно вытеснив национальную ономастику, были лишены исторического и культурного содержания. Но это нисколечко не огорчало тех, кто совершал невиданное злодейство в духовной сфере нации.
Не знаю, есть ли чувство внутреннего комфорта у тех, кто, скажем, живет на улицах Пионерских, Профсоюзных, Пролетарских, Советских, Колхозных, Комсомольских, Октябрьских, Коминтерновских и отправляет письма своим адресатам с такими же названиями улиц в Чернигов, Винницу, Ромны, Лубны или в другие города, поселки и села Украины?
Все начиналось с разрушения культовых сооружений, когда вместе с ними воинственные атеисты, вдохновленные тогдашними кремлевскими идеологами, уничтожали также монастырские, церковные архивы, библиотеки. Духовенство отправлялось в лагеря, а оттуда — на расстрел. На протяжении десятилетий разрушался огромный пласт культуры, что причинило непоправимый вред национальной памяти.
Тяжелую судьбу национальной духовной культуры проиллюстрирую на прошлом козацкого города Лохвица, что на Полтавщине. До начала 1930-х годов Лохвица имела прекрасный архитектурный силуэт. Неповторимый вид придавали городу шесть его храмов — собор Рождества Богородицы, Спасская, Николаевская, Благовещенская, Покровская и Ивановская церкви, возведенные в ХVIII — ХIХ столетиях. До наших дней чудом сохранилась лишь одна небольшая Благовещенская церковь, построенная в 1800 году.
Города Гадяч, Хорол, Зинькив, Миргород, Лубны (за исключением Мгарского монастыря), сотни сел Полтавщины в эпоху воинственного атеизма навсегда остались без первозданных храмов. И только в годы независимости здесь кое-где стали появляться культовые сооружения, возводящиеся по новым, модернизованным проектам. Правда, они не всегда удачны, потому что храмы иногда строятся хозяйственным способом, упрощенно, а поэтому обозначены чертами эклектизма (наслоением различных архитектурных стилей). Это уже сооружения другого времени. Вот почему всегда с благоговением всматриваемся в старинные памятники, любуемся их совершенством и красотой, потому что от них веет дыханием прошлых эпох — они хранят память веков, соединяют нас с духом предков. Вспомните, на каком эмоциональном и волнующем подъеме находимся мы, когда переступаем, скажем, порог Софийского собора в Киеве, проходим через врата Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве или крепости в Каменце-Подольском.
Представители среднего поколения, не говоря уже о современной молодежи, не всегда знают, когда родился прадед или прабабка, как их звали, как они жили, а о старых названиях улиц — и подавно. Здесь уже имеем дело с историческим беспамятством, которое уже перешло и в семейное. С сожалением приходится констатировать и то, что граждане с низким уровнем культуры, духовности и образованности вряд ли смогут построить полноценное, независимое во всех отношениях государство, им безразлично, откуда происходит их род, какую он имел собственность, какой была его судьба, как нужно относиться к духовному наследию родного народа и как его оберегать.
Хотелось бы видеть в той же славной казацкой Лохвице названия улиц, площадей, связанные с историческим, героическим и богатым культурно-творческим ее прошлым. Почему бы, скажем, не назвать одну из улиц Соборной (когда-то так называлась большая площадь перед храмом)... На мой взгляд, следовало бы уже давно именовать в Лохвице одну из улиц в честь П. Калнышевского, казаков лохвицкой сотни.
Почему же мы так несмело восстанавливаем историческую память, возрождаем духовное наследие? А потому что натыкаемся на бюрократические преграды, непонимание, что без мощных национальных духовных ориентиров трудно строить новую жизнь, укреплять гражданскую сознательность новых поколений.
Перед краеведами, исследователями истории родного края, журналистами, архивистами, литераторами, различными культурно-просветительскими обществами (их активистами в последнее время кое-где уже немало и сделано), перед местными властями открывается широкое пространство для конкретных действий в деле национального и культурного возрождения.
Переименование улиц и площадей, возвращение им старых названий связано с финансовыми затратами, потому что гражданам необходимо переделывать документы на их жилье и усадьбы. А это нынче стоит недешево. Государство должно позаботиться о том, чтобы обеспечить эту важную работу соответствующими средствами, оказав помощь территориальным общинам.
Все, кому небезразлична судьба национального духовного наследия, обязаны по призванию сердца и гражданского долга вернуть своему родному народу его культуру, его историю, чтобы не прерывалась связь поколений, была достойно увековечена память тех, кто был незаслуженно забыт или вычеркнут из истории. Не сделав этого вовремя, мы лишаем молодое поколение духовных источников, без животворящей силы которых нелегко шагать в будущее.