Письмо Дмитрия Карпяка, которое мы сегодня предлагаем вашему вниманию, является, по словам самого автора, «post scriptum» к статье Н. Хрущевой «Сталин и память» («День», №41).
Есть ли у нас своя, украинская история? Да, есть. И свой национальный язык — украинский, и самостоятельная история, «не прошенная, не данная». Политическая, духовно-культурная, экономическая. Как у каждого исторического народа и страны. Спасибо нашим диаспорным профессорам, которые описывали и пропагандировали ее добросовестнее и активнее, а главное — патриотичнее, чем многие из наших землячков в Украине. Ведь и многотомная энциклопедия украиноведения под руководством В. Кубиевича была создана не у нас, а в далекой чужой стороне.
Другое дело — какова наша история и чего в ней больше, светлых страниц или грустных? И некий «кто-то» брал и берет ее основные элементы себе, присваивает для своего возвышения то, что было и есть нашим, корректируя «братскую» историю в свою пользу. Позволяем? Берите, нам не жалко...
Не будем говорить здесь, как далеко вглубь веков уходят корни нашей истории, с чем и как они переплетались в тех глубинах. Какие события в ней были важные, знаковые с точки зрения современника, который заново строит, или, во всяком случае, хочет строить свое украинское государство. Думаю, к таким событиям, которые подтверждают нашу «полноценность» и причастность к «Европе», принадлежит также коронация киевского князя Изяслава и княжны Ирины в 1075 г., а через 178 лет — славного Данилы Галицкого и его рода на европейских королей, и многое другое.
Думаю также, что и это сравнение украинцев, например, с немцами вплетается в нашу историю: «У нас крестьянство не есть какая- то аналогия низшим слоям, классу «глупых Михелив»: ни школа, ни администрация, ни войско не сделали никакой селекции, выбора лучших, более способных единиц. Самые разные и часто самые способные люди есть в украинском крестьянстве» (митрополит А. Шептицкий). Так было, во всяком случае, до тех пор, пока не истребил его Сталин своим голодомором и коллективизацией, разрушил, подсек под корень генофонд нации. Это также к вопросу об элите и «новых украинцах».
Знают ли нашу историю в Европе и в мире, и если не знают, то почему?
Кто интересовался, потому что нуждался в этом, — знали и знают, в частности, и историю политическую. Имею в виду прежде всего наших соседей. Но не только их. Знали средневековый французский инженер, фортификатор и картограф Боплан, сирийский православный дипломат Павел Алепский, знаменитый британец Кромвель, который приветствовал Хмельницкого и украинскую освободительную войну (ау, пацифисты!)...
В конце концов, хрестоматийные примеры можно приводить долго. Сегодня преимущественно определенные политические мотивы определяют, кем интересоваться, а кем не очень. Скажем, известный французский историк правой ориентации Ален Безансон Украиной интересуется, сторонник ее независимости. И не один он в Европе и по ту сторону Атлантики. После распада СССР спадает потихоньку пелена «непризнания» самостоятельности украинской истории, навеянная западным «левым» интеллектуалам и части обывателей просоветскими «агентами влияния»; для многих в восприятии Европы «за Бугом и Сяном» удобной стала схема «москвоцентризма». Обычная подсознательная тяга к «простым схемам», а кроме того, легче иметь дело с кем-то одним...
Чтобы Украину на Западе и «в мире» знали, нужно там быть! Не только украинским нелегалам, которые соглашаются на любую работу, но и украинским товарам и услугам современного технологического и маркетингового уровня, нашим инженерам, ученым, философам и артистам. Чтобы Украину, ее историю знали, не искали в ней только что-то негативное для распространения в своих медиа-изданиях (нищета, олигархи, теневые капиталы и коррупция) — нужно привлекать к себе внимание другим: результативными посткоммунистическими реформами, повышением качества жизни, внедрением политической и рыночно-экономической свободы и демократии, формированием гражданского общества. Этим удивлять мир, а не чем-то другим.
Еще такой пример. В свое время киевский «Всесвіт» рассказал о том, как докторант Сорбонны Ольга Витошинская, защищая докторскую работу по украинской литературе, убеждала — и убедила! — маститого французского профессора в том, что Украина имеет свою, оригинальную и интересную миру национальную литературу, что Лесю Украинку с полным правом можно поставить рядом с Пушкиным... В конечном итоге, профессор, который был откровенным русофилом, заинтересовался Украиной и стал страстным ценителем ее талантливых представителей. «Открыл» для себя, что и парижский аэропорт «Орли» названием своим связан с известным украинским гетманом, соратником Мазепы...
Поучительный пример, не так ли?