В августе прошлого года на электронную почту Ощевской школы поступило необычное письмо. Написано на английском языке, однако из содержания понятно: речь идет именно об Ощеве. В частности, там отмечалось: «Привет, меня звать Матьяс. Я из Аргентины, и я потомок украинцев. Мой дедушка Мефодий Новосад родился в Украине в 1923 году, но эмигрировал в 1939-м». Благодаря заместителю директора по учебно-воспитательной работе Галине Рафалович Матьяс не только отыскал место рождения деда, но и узнал, что его в Ощеве ждет большая семья.
В письме пан Густаво писал, что не имеет никаких документов, кроме старого дедушкиного аттестата из польской школы. Из ресурсов «Википедии» он узнал, что в Украине действительно есть село Ощев поблизости Горохова, а также то, что в нем у многих людей фамилии «Новосад». Не видя другого выхода, Матьяс решил написать письмо в местную школу.
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ НАВСЕГДА ПОКИНУЛ УКРАИНУ
Дедушка Матьяса Мефодий Новосад родился в 1923 году в Ощеве. Здесь закончил местную польскую школу, а в 1939-ом, как и многие его земляки, поехал искать лучшую жизнь в Аргентину со своим отцом Федором и братьями-близнецами Василием и Семеном, имея всего лишь 15 лет. Сначала он поехал в Триест в Италии, а там на корабле добрался до Буэнос-Айреса. В Аргентине Мефодий женился на украинской эмигрантке Марии, имел двух синовей. Один из них, Хосе, — отец Матьяса. Жила семья на околице Буэнос-Айреса, в районе Килмес. Мефодий Новосад любил заниматься пчеловодством, приучал также и внука к этому делу.
Пан Густаво вспоминал, что дедушка часто рассказывал, что хоть формально родился на территории Польского государства, считает себя украинцем и гордится тем, что Украина теперь свободна. В девяностых годах прошлого века Мефодий Новосад переписывался с ныне, к сожалению, уже покойным двоюродным братом Константином, но связь между ними оборвалась. А перед смертью, 12 лет назад, дедушка передал внуку все документы и фотографии, которые привез с собой из Украины, в частности и школьный аттестат.
Полное имя Матьяса — Матьяс Густаво Новосад Мако. Он спрашивал у родственников, не знают ли они, что значит приставка «Мако». Старшие вспомнили, что по-уличному в Ощеве Мефодия Новосада называли «Мацько». Оказалось, что в селе у дедушки Матьяса была большая семья: Яким, Агафия, Алексей, Анна, Василий и Степан Новосады — двоюродные братья и сестры по отцовой линии. По маминой линии у Мефодия был двоюродный брат Константин.
«СЛЕЗ НЕ МОГ СДЕРЖАТЬ НИКТО»
Сейчас Матьяс уже не живет в Аргентине, а работает специалистом ІТ-компании в Мадриде.
Пан Густаво сдержал слово и на Пасху вместе с двумя своими университетскими друзьями — Диего и Хуаном — приехал в Ощев. Ребятам очень понравилась Украина, они были поражены искренностью людей и невероятным гостеприимством. Рассказывали, что такого отношения к иностранцам, к сожалению, нет в их родной Аргентине.
Матьяс вспоминал, что боялся сам ехать в Украину, ведь думал, что здесь опасно. Но когда увидел, как проходят предпасхальные приготовления в Ощеве, понял, что не все здесь так плохо, как сообщают в новостях. Когда подошел к самой старшей из его семьи бабке Текле Антоновне Мурахевич (в девичестве — Новосад), то на глазах невольно выступили слезы — какой же долгой и тернистой была дорога к объединению рода.
Гостям было интересно все увидеть в Ощеве. В частности, они посетили местную школу, долго разговаривали с педагогическим коллективом, рассказывали о собственной учебе. Директор Наталия Притолюк отметила, что иностранцы побывали в этом заведении впервые за всю историю. А какое удивление у них вызвал баян! Под сопровождение учителя музыки Виталия Новосада педагоги спели гостям гимн Волыни — бессмертную песню Степана Кривенького «Волынь моя».
От школы дорога гостей пролегла к местному Крестовоздвиженскому храму. Будучи там, Матьяс узнал, что в восстановлении церкви в 1988—1990 годах активное участие принимал двоюродный брат дедушки Константин. В частности, он изготовил надгробие на могиле основателя первого каменного храма в селе, пана Сурменева. Матьяса, Диего и Хуана радостно встретил настоятель церкви — священник Роман Свитлык, подарив каждому икону святого Николая и благословив на счастливое возвращение в Испанию. Матьяс был поражен: он не только впервые увидел красоту православного храма, но и узнал, что в нем молились его деды и прадеды. Величественной и трепетной была для него и праздничная Всенощная служба, а затем — торжественное освящение Пасок.
Не обошел вниманием Матьяс и сельское кладбище, где похоронены родственники. Посетил семью каждого из родных, кого удалось отыскать. А ощевчане, известные своим искренним гостеприимством, не оставили никого из гостей без внимания. Взамен получили от них обещание приехать еще.
***
Эта история показывает, сколько усилий нужно приложить для того, чтобы отыскать родных за тысячи километров от дома. Не каждый справится. Явно есть у Матьяса дух украинства, дух родной волынской земли, который через 75 лет после эмиграции деда привел внука на родину предков.
P. S. Недавно в разговоре с дедушкой Яковом Новосадом узнал, что Матьяс — и мой хоть и очень далекий, но все-таки родственник. Это значит, что есть у нас повод еще раз интересно пообщаться. «Объединяемся, дорогая семья!»