Украинско-польское Прикарпатье было в довоенное время крупнейшим газодобывающим центром в Европе. Во время немецкой оккупации в 1943 году из украинской территории на польскую построен газопровод Опары — Сталевая Воля для подачи газа из украинских месторождений. С 1945 года по этому газопроводу по международному соглашению между Польшей и Советским Союзом начат экспорт украинского газа, первый в истории экспорт этого энергоносителя.
С 1967—1968 годов начат экспорт украинского газа в Чехословакию и Австрию. Еще раньше, с 1951 года, украинский газ начали подавать в Москву, в 1960—1962 годах — в Беларусь, Литву и Латвию, впоследствии — в Молдову. Вплоть до введения в действие в 1976 году газопровода «Союз» (Оренбург — Госграница СССР) все межгосударственные экспортные и межреспубликанские подачи газа по территории Украины осуществлялись только из украинских месторождений. Однако это не помешало российскому «Газпрому» в 2005 году отметить 60-летие экспорта газа в Польшу.
В связи с открытием месторождений с крупными запасами газа в Оренбуржье, республиках Средней Азии и особенно в Тюменской области в Советском Союзе проводятся мероприятия для его подачи в страны Центральной и Западной Европы. Для этого проектируются и вводятся в действие системы трансконтинентальных газопроводов сначала в страны СЭВ из Оренбурга до госграницы (система «Союз»), а впоследствии из Тюменской области и в капиталистические страны — системы Уренгой — Помары — Ужгород и «Прогресс».
Благодаря своему географическому расположению между Оренбургским газохимическим комплексом и странами СЭВ территория Украины стала самой выгодной для прокладывания системы газопроводов «Союз». Эта система вписывается и в два других направления транспортировки в страны СЭВ соответственно нефти (система «Дружба») и электроэнергии (система «Мир»).
Что касается газопроводов, берущих начало в Тюменской области, то с первого взгляда кратчайшим путем прохождения их стал бы путь через Беларусь и Польшу, например, параллельно кратчайшему железнодорожному сообщению Москва — Минск — Брест — Варшава — Берлин.
Объясним целесообразность принятого и реализованного другого решения варианта прохождения упомянутых систем, опять через территорию Украины. Такой вариант принят на основе всестороннего технико-экономического обоснования. При этом учтены такие факторы, как высокая энергообеспеченность Украины, наличие мощного научного и промышленного потенциала, развитой инфраструктуры, комплекса по подземному хранению газа, а также неоценимый опыт украинских газовиков в транспортировке газа, богатый кадровый потенциал.
Очень весомым фактором было также то, что Украина владеет высоко развитой энергетической отраслью, которая значительно преобладала по своей наполненности над белорусской и польской. Лучшими показателями отличалась и Чехословакия, территория которой принята для продолжения украинского коридора транспортировки газа. Повышенная энергообеспеченность в первую очередь нужна для газоперекачивающих компрессорных станций с их обязательным для надежной эксплуатации высококатегорийным, двусторонним электрическим питанием. Традиционно высокоразвитая Чехословакия, с ее мирового уровня машиностроением, обеспечила газопровод «Союз» компрессорными агрегатами собственного производства.
Академия наук Украины, традиционно ориентированная на решение проблем газовой промышленности, в частности, Институт электросварки им. Е. О. Патона и другие институты продолжила вместе с промышленностью Украины работу по совершенствованию технологий строительства газопроводов, защите их от коррозии, обеспечила выпуск металла повышенного качества. Организация изготовления труб большого диаметра, компрессорных агрегатов с авиационными и судовыми двигателями давали возможность на наилучшем уровне в сжатые сроки обеспечить сооружение магистралей по территории страны. Свой вклад внесли и сосредоточенные в Украине мирового уровня проектные институты.
В Украине действовала развитая сеть подземных хранилищ газа, расположенных, в частности, вблизи конечных участков крупных транзитных газопроводов — самый крупный в Европе комплекс по подземному хранению газа, который стал важным фактором надежного транзита.
Сочетания перечисленных факторов сыграли решающую роль в сооружении через территорию Украины крупнейших в мире транзитных систем газопроводов.
В Украине проведена большая работа по метрологическому обеспечению транзита газа. Метрологический контроль осуществляется Восточноевропейским метрологическим центром, построенным в Боярке. Он должен стать центром внедрения стандартов не только в Украине, но и во всей восточной части Европы с Россией включительно и прилегающих странах Средней Азии. Созданное в Украине Объединенное диспетчерское управление стало вторым по значению после Центрального диспетчерского управления «Газпрома» центром управления потоками газа в Европе.
Для последующего наращивания экспорта российского газа в Европу «Газпромом» вместе с Беларусью, Польшей и Германией построена еще одна система газопроводов через территорию этих стран, а также оригинальный проект газопоставок малоазийской части Турции через Черное море («Голубой поток»). Таким способом улучшались условия газификации прилегающих к трассе объектов упомянутых стран. Вдоль нового западного коридора транзита российского газа предполагалось также создать новые подземные газоубежища на территории Беларуси, Польши и расширения в Германии. Но для надежности работы нового маршрута планировалось также использовать в реверсном режиме могучий потенциал по подземному хранению газа в Украине. Напомним, что до сих пор задача создания на территории заинтересованных стран собственного комплекса по хранению газа вдоль упомянутого газопровода в нужном объеме не осуществлена. Поэтому надежность работы нового маршрута российского газа стоило бы обеспечивать с использованием украинских газоубежищ.
Однако игнорирование принятых и подтвержденных многолетним опытом взвешенных решений относительно транзита российского газа в Европу и строительство новых обходных путей — Северного и Южного потоков, менее надежных и намного более дорогих, вызывает, по меньшей мере, удивление. Предполагаемое «Газпромом» резкое сокращение объемов транспортировки газа через территорию Украины негативно отразится также на показателях прилегающих к Украине участков газопроводов соседних стран — самой России, Словакии, Венгрии, Польши, Румынии, Молдовы, а также Болгарии, Чехии.
Горько осознавать, что руководство газовой отраслью в условиях постоянного подорожания газа не смогло использовать богатейшие возможности созданного предшественниками потенциала по подземному хранению газа. Ведь даже закупки газа для создания его запасов в хранилищах за счет банковских кредитов с лихвой окупаются, дают толчок новому экономическому росту и улучшению благосостояния народа.
Поэтому руководству газовой отраслью, правительственным структурам нужно, опираясь на требования европейской энергетической хартии, как можно энергичнее пропагандировать и реализовывать возможности по подземному хранению газа в Украине. Еще пригодятся украинские ПХГ и российскому «Газпрому».
Считаю, что наши хозяйственники и политики в решении вопросов экспорта газа из России должны апеллировать не только к сугубо экономическим расчетам. Почему не напомнить о существовании будапештских договоренностей, которые гарантировали безопасность от экономического давления на страну, отказавшуюся от третьего в мире ядерного арсенала. Можно также оперировать такими цивилизационными понятиями, как сохранение во всемирном измерении невосстанавливаемых запасов энергетического сырья, указывая на неоправданное растранжиривание металла, других материалов для достижения сомнительной кратковременной выгоды. Эти ресурсы можно было бы направить на решение проблем нависшей над Землей экологической угрозы...
Украина, являющаяся пионером добычи газа в Европе, как первый в Европе экспортер газа, как страна, внесшая неоценимый весомый вклад в освоение месторождений Западной Сибири, Оренбуржья, для благополучия всего человечества имеет моральное право выступить инициатором коренной перестройки стратегии энергообеспечения мира. Будучи в условиях всемирного кризиса самым крупным импортером российского газа, причем по самым высоким ценам и самой низкой оплате за транзит, Украина фактически превратилась в главного донора страны с самыми богатыми в мире запасами энергоносителей.
Мы не выпрашиваем коварные «братские объятия», никакие привилегии или поблажки, но требуем цивилизованного отношения к себе как к достойному соседу, крупному самобытному славянскому государству, строителю объединенной Европы.