Народная мудрость, решая проблему гонок в сказке о зайце и черепахе, оставляет нам универсальный ключик разгадки механизма конкуренции, где побеждает нестандартный подход к делу и черепаха приходит на финиш всегда первая, потому что не пародирует и не плетется в фарватере ведущего.
Нам следует посмотреть на мир глазами мудрой черепахи, и если захотим, то увидим, что Запад из постиндустриального общества переходит в информационное, потребительское, и там же попадает в ловушку самоудовлетворения.
А сейчас, что мы имеем? Сытый самовлюбленный Запад, уверенный в достижении состояния идеального общества, и постсоветский Восток, который паясничая, приобретает внешние формы респектабельности соседа. Это тупиковый путь. А целесообразнее скопировать информационные технологии, законодательную базу в сфере экономики, административного управления, права, демократические институты, а потом, не расхолаживаясь, запустить механизмы творческой инициативы, используя бесценное сокровище, переданное предками: идеализм, романтизм, сентиментальность, впечатлительность, непрогнозируемость, то есть внеся свежую струю конкуренции высшего образца в болото западного прагматизма.
Только не следует занимать выжидательную позицию, а то погрязнем в донкихотстве. Государственным мужам уже сейчас нужно вырвать инициативу у наших конкурентов, пока они не очухались в наиболее прибыльной сфере — интеллектуальной — образовании. И пусть они потом идут в фарватере украинского образца жизни.
Европейцы уже действуют (точнее, начали), реформируя школу: двенадцатилетний срок обучения, частичное высшее образование. Преподавание уже в начальной школе с университетским дипломом и с многоступенчатой подготовкой учителей — 10 лет (Германия), двухсотдневный учебный год с шестидневной рабочей неделей (у нас 155-дневной уч. год) и 12000 астрономических часов на курс обучения (у нас 7500 час.), использование информационных технологий, новейших методик обучения, стандартизация аттестатов, интегративность, жесткие требования к результатам учебы (сложные пятичасовые экзаменационные тесты по предметам). И все это — из прихоти Ее Величества Конкуренции. Не забывая о мотивации — высокооплачиваемости интеллектуального труда и выводе преподавания в пятерку престижных профессий (оплата одного часа 30$ в США) плюс государственный страховой полис в медицине; труд украинского учителя оценен в 20 центов (!), ученого — 25 центов (!) за час.
Вывод. Бомжеватый учитель не может дать надежду на будущее. Государственный протекционизм образования сформирует социум, который даст качественную представительную власть и то прозрачное законодательство, которое будет содействовать здоровой конкуренции и процветанию.
Юрий СЕМЧУК, историк,
Днепропетровск