Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как остаться человеком в этой стране?

13 июля, 2012 - 12:10

«Главное в жизни — оставаться человеком», «будь самим собой», «главное — иметь крепкий хребет» — кто из нас не слышал таких установок? Я бы хотел, чтобы мне кто-то дал ответ на вопрос: «А как в этой стране можно оставаться человеком?» Как оставаться самим собой, когда с самого детства ты понимаешь, что ты обречен. Ты обречен посещать детский садик четыре месяца в году, потому что осенью, зимой и ранней весной там не хватает средств на отопление. Ты обречен ходить в школу, где достижения науки и техники тебе объясняют «на пальцах», потому что за двадцать лет независимости в школы не только реактивы в химлабораторию не завезли, а даже новую пробирку не приобрели. Самый сложный химический опыт, который тебе может продемонстрировать учитель, — это тот, который нуждается в соде, уксусе и меле, потому что большее ему не по карману. Ты обречен видеть свою Родину на карте с названием «Украинская ССР». Ты обречен на то, чтобы тебя учили учителя, которые ходят в школу, «чтобы стаж засчитывался», а сами выживают за счет разведения домашнего хозяйства. У тебя есть уникальная возможность для развития своей фантазии и творческого воображения — во время урока литературы можешь просто-напросто придумать сюжет произведения, который был задан на домашнее чтение, ведь учительница училась на заочном отделении и сама этого произведения не читала. После учебы в сельской школе ты никогда не забудешь, как звали твоих учителей, ведь один учитель тебя учит химии, биологии, географии, ОБЖ и основам экономики. Иностранному языку тебя учит учительница литературы, которая во время учебы в училище проходила курс иностранного языка. Также нужно смириться с тем, что ни на какие кружки, курсы и тому подобное тебе дороги нет, причем в прямом смысле этого слова, ведь в райцентр нужно добираться 40—50 км по бездорожью. Более всего культурные потребности удовлетворяет радио, которое принимает 3—4 волны, среди которых очень «интересная» для молодежи — «Ретро ФМ». Но кроме радио, еще есть телевизор, где можно просмотреть 5 каналов, которые соревнуются друг с другом, чтобы, по выражению Оксаны Пахлевской, первыми показать «очень актуальную «Песню-98» с не менее актуальной «Песней-99». Для развлечения можно пойти на дискотеку в аварийный клуб, или проще — в бар попить пива. Так и выполняется Государственная национальная программа «Образование» (Украина ХХІ): «достижение качественно нового уровня в изучении базовых учебных предметов: украинского и иностранных языков, истории, литературы, математики и естественных наук; создание условий для удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей» (...). Благодарю вас за такие условия.

По окончании школы тебя гостеприимно принимает на учебу провинциальный вуз, ведь в престижных столичных максимум, что тебе предлагают — учеба по контракту за более чем 20 тысяч в год. В провинциальном вузе ты попадаешь в среду, где для большинства студентов единицей измерения времени является количество выпитых стопок. Достаточно часто приходится слышать разговоры: «Вы еще долго были? — Да нет, еще по две стопки выпили и разошлись». В среде, для которой наибольшим открытием из всего философского наследия человечества является фраза Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю». Причем авторство для нее приписывают всем философам, о которых когда-то слышали, — от Анаксагора до Канта. Причем используют эту фразу чаще всего для обоснования причины неподготовленности к занятию. А зачем те знания? Какая мотивация постоянно работать над собой, если во время сессии можно легко договориться с преподавателем о нужной оценке. Хочешь тройку? Пожалуйста, 200 гривен — и она в твоей зачетной книжке, можно даже на экзамен не приходить. С пятеркой сложнее, ведь за нее нужно платить дороже, да и то тебе ее поставят лишь при условии, что ты посещал занятия. Знания в этой схеме важной роли не играют. Не только депутаты могут принимать законопроекты пакетом, сегодняшняя система коррупции позволяет студенту сдать «пакетом» всю сессию, для этого просто нужно дать определенную сумму денег нужному человеку. Прекрасная вещь Болонская система в Украине, недаром студенты назвали ее оболонской, ведь на практике все положения кредитно-модульной системы сводятся к тому, что целый семестр можешь пить пиво, а затем взять кредит на сессию, и все — no problem. Согласно положениям этой системы, каждый вид работы студента оценивается соответствующим количеством баллов, следовательно, имеет определенную цену. Такое красивое сочетание букв, как «ИНИЗ» (индивидуальное научно-исследовательское задание) оценивается некоторыми преподавателями в... 25—30 гривен. Вот вам и наука ХХІ века.

После пяти лет такой учебы эти «дипломированные специалисты» идут работать во все сферы промышленности страны, учат наших детей и лечат родителей, выбирают за килограмм гречки будущее страны или за 100 гривен отстаивают права «русскогаварящих».

Последнее исследование института социологии НАНУ «Украинское общество. 20 лет независимости. Социологический мониторинг» показало, что за последний год количество людей, которые с пессимизмом смотрят в будущее, выросло на 15%. А откуда же взяться тому оптимизму?

Теперь я понимаю Самашедшего из романа Лины Васильевны Костенко: «У цій країні противно жити». Да, мне противно жить в стране с таким отношением к селу, к системе образования, к будущему... Так как же остаться человеком в этой стране?

Игорь ПОЛЯК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ