Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каноничность или колонизация?

30 сентября, 2005 - 20:29

Абсолютно соглашаюсь с мыслями уважаемой Клары Гудзик, высказанными в статье «Каноническая территория» («День», №163). Бесспорно, Украина по всем каноническим правилам православия должна иметь свою поместную православную церковь. То, что украинское православие не может выйти из поддавления Московской патриархии, вседозволенность Русской церкви на территории Украины — это недоработка нашей власти. В первые годы независимости этот вопрос можно было решить довольно просто. (Другие же государства это сделали.) Но наши вельможи — президенты, спикеры — это «простые» сельские ребята. И для понимания этого вопроса им, вероятно, не хватало стратегического видения государственной перспективы Украины, а, может, и образования.

Теперь, когда стало очевидно, что российское православие стоит на имперской позиции невосприятия, а то и враждебности к демократической, независимой Украине, ее европейского курса, на позиции активного вмешательства в политическую жизнь нашего государства, неотложная потребность в своей поместной, автокефальной православной церкви стала очевидна. Но теперь добиться этого стало труднее. Потому что российская элита достигла неоимперского консенсуса. А РПЦ является одним из инструментов такого рода политики.

А что касается таких терминов, как прозелитизм, каноническая территория (читай — колониальная территория), то это — умные термины для воспитания экспансионистских собственных имперских домогательств РПЦ. Это ярко видно на примере нашей Закарпатской области.

На наши территории христианство пришло раньше, чем в Киев и Киевскую Русь. Есть данные, что христианство на эти земли из Византии принесли еще Кирилл и Мефодий. Когда христиане раскололись на православных и католиков, епископы Закарпатья не подчинялись киевским митрополитам. Не подчинялись они ни московским митрополитам, ни патриархам. Когда в Закарпатье пришла уния, закарпатские греко- католики не подчинялись греко-католическому митрополиту во Львове, а были подчинены своему центру в Венгрии (г. Повч), а через него — Папе Римскому.

Однако когда советские войска пришли на Закарпатье, КГБ вместе с московскими попами быстро ликвидировало греко-католическую церковь и насадило православие РПЦ. В 1949 году этот процесс был завершен на соответствующем церковном соборе. Вот тебе и прозелитизм.

В Закарпатье никогда не было церквей РПЦ, и наша церковная жизнь не имела ничего общего с РПЦ. Но как только появилась возможность, РПЦ, используя государственную машину СССР, мгновенно колонизировало эту землю. И каноничность или неканоничность этой территории никого не волновала и не имела никакого смысла.

Сейчас в Ужгороде церковный бум. УПЦ (МП) построила или строит здесь около десяти церквей. В то время как УПЦ (КП) не строит ни одной. Разве не власть выделяет участки для строительства? Разве не власть проводит соответствующую церковную политику? Сам Виктор Черномырдин, когда приезжал в Ужгород, интересовался храмами УПЦ (МП). Так что все в наших руках и в руках нашей власти.

Надежда ПОДОЛЯ, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ