Развитие независимой Украины дало толчок для интенсивного возрождения воспитательных казацких традиций.
Самобытным явлением в свое время были Сечевые школы, удовлетворяющие образовательные, культурные, духовные и военно-оборонные потребности казачества. Самые способные ученики, как правило, продолжали обучение в Киево-Могилянской или в Острожской академиях. Казаки растили высокообразованных личностей, закаленных и мужественных воинов, рыцарей чести и доблести, государственных мужей.
Казацкие школы были во всех полковых и сотенных городах и местечках. Вместе с основами знаний они давали сведения о родном крае, политической и государственной жизни Украины, осуществляли физическое, умственное, моральное, психофизическое и эстетическое воспитание. Кроме казацких школ, были и казацко-ремесленные и казацко-музыкальные школы...
За пятнадцать лет независимости из словосочетания «учебно-воспитательный процесс» выпало слово «воспитательный». С кем будем строить Украину через пять— десять лет?
По моему убеждению, украинское казачество на нынешнем этапе развития способно решить целый ряд проблем, в том числе консолидировать украинское общество, создать действенный национальный резерв для ВСУ, решить проблему национально-патриотического воспитания молодежи, возродить традиционные казацкие виды физической культуры, спорта, украинских боевых искусств, сформировать украинца, который бы сочетал в себе высокие морально-этические качества, чувство патриотизма с физической мощью, выносливостью и выучкой.
Не буду касаться всех аспектов работы Хмельницкого краевого казацкого общества им. Б. Хмельницкого — займет много времени. Главное внимание мы уделяли и уделяем воспитанию подрастающего поколения, которому завтра творить Новую Украину. Это не описка. Именно Новую!
Именно этой проблеме отдали годы напряженного труда. И не зря. В этом вопросе оказались не одиноки, хотя к цели шли разными путями. Первая казацкая детская организация в Украине была создана в школе №23 г. Хмельницкого еще в 1992 году — братство «Молодые казаки Подолья», инициатором которой был Петр Савчук, директор школы, один из первых, кто возродил казачество на Подолье в 1990 году.
Новое — это хорошо забытое старое. Я не призываю вернуться во вчерашний день. А вот в позавчерашний — стоит. Имеем хороший пример — казацкая эпоха. Казаки не только были мужественными воинами, свободолюбивыми гражданами, государственными мужами, умелыми хозяевами земли, опытными хлеборобами, умелыми ремесленниками, но и мудрыми воспитателями детей. Они сызмальства формировали у подрастающего поколения сыновью любовь к родной земле, готовность ее защищать от поработителей, к жертвенности, высокое национальное самосознание, глубокую духовность, закаляли физически.
Казацкое воспитание предполагало несколько ступеней: дошкольное семейное воспитание, сочетание семейного и школьного, среднее и высшее образование, пребывание молодежи на военной службе. Воспитательные функции выполнялись в многочисленных казацких школах, кружках, братствах, побратимствах, обществах и тому подобное.
Сегодня имеем уникальную возможность обратиться к истокам воспитательных идеалов казацкой педагогики и возродить казацкие воспитательные традиции. Группа энтузиастов общества, в которую входит и автор этих строк, в течение трех лет проводила всеукраинский мониторинг, изучая достижения разных школ, которые занимались воспитанием школьников на принципах казацкой педагогики. Это и Запорожская школа джур, это и Адамовский куринь Белгород-Днестровского района Одесской области, и «Казацьке джерело» ООШ №1 г. Городка на Подолье, и ОУЗ №230 г. Киева, и союз казацких республик «Юна Веселівська Січ», и школьная казацкая организация с. Требуховцы Летичевского района Хмельницкой области, и многие другие.
Каждая школа это делала на свой страх и риск. После изучения и обобщения опыта многих школьных детских организаций мы обратились к ученым Хмельницкой гуманитарно-педагогической академии, кандидатам наук Инне Шоробуре и Виктору Береке, которые давно занимаются изучением казацкой педагогики, с предложением объединить наши усилия. Мы взяли на себя подготовку Устава детско-юношеской казацкой организации «Молода Січ» (первое название «Молода Подільська Січ»), а Академия — учебно- воспитательную программу.
И заместитель ОГА по гуманитарным вопросам Валерий Малькин, и начальник областного управления образования и науки Сергей Вознюк нас поддержали. Созрела идея провести областную научно- практическую конференцию: «Украинская казацкая педагогика как составляющая системы национально-патриотического воспитания в школе».
Результат превзошел все ожидания. Представители образования в один голос поддержали инициативу — создать в каждой школе детскую казацкую организацию. Не организаторы мероприятия, а участники конференции разработали график проведения районных и городских конференций.
В ближайшее время подобные конференции запланировано провести в Хмельницком, Шепетовском, Славутском районах.
Недавно произошло событие, которое не прошло мимо внимания широкой общественности, СМИ, родителей. Хмельницкая ООШ №23 во главе с директором Л.В. Буймистером в полном составе приняла присягу и посвящение в украинское казачество, то есть стала первой в Украине казацкой школой. Казацкая организация создана и в ООШ №14 г. Хмельницкого, в двух районных и трех сельских школах Летичевского района.
Гетман украинского казачества Николай Пантелюк подписал приказ о проведении генеральной канцелярией в каждой области деловых встреч с руководителями управлений образования, с директорами школ на предмет проведения научно-практических конференций.
Тем же приказом предусмотрено провести Всеукраинский фестиваль «Казацкая семья-2006», Второй Всеукраинский юношеский турнир по боксу «Казацкие джуры» в г. Каменец-Подольском, Всеукраинский турнир по фехтованию «Казацкая сабля» в г. Хмельницком, Всеукраинский турнир по казацкому единоборству «Боевой гопак» в г. Львове, летние лагеря (с привлечением не менее пяти тысяч казачат из всех регионов Украины).
Украинское казачество будет делать все для того, чтобы у молодежи, которая, к сожалению, начала терять жизненные ориентиры, возродить чувство патриотизма, любви к Родине, возродить у нее веру в будущее — личное и Украины.
Каждая школа, каждое учебное заведение должно иметь детско-юношескую организацию, которая бы объединила казаченят (дошкольников), казачат (младшие школьники), джур (средние классы), молодых казаков (старшие школьники, юношество).
Для детей это просто будет захватывающее действо. Атаманы, писари, обозные, скарбники, есаулы, ройовые, хорунжие, бунчужные, судьи, довбуши. Форма повседневная, форма парадная. Рады, большие и малые, торжественные посвящения в казаки. Волонтерство. Зеленые патрули. Поисково-исследовательская работа. Летние казацкие лагеря, овладение казацким боевым искусством, походы конные и пешие, на казацких чайках, разного рода фестивали, конкурсы, соревнования...
Задача перед нами далеко не простая, но с помощью власти, общественных организаций, ученых, работников образования и культуры, духовенства, предпринимателей мы решим этот вопрос. Но больше всего мы рассчитываем на родителей. Именно они больше всего заинтересованы, чтобы их дети росли умными и здоровыми, веселыми и сообразительными, чтобы они приносили в дом только радость, чтобы стали они настоящими гражданами Украины.