Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Клич журавлей над Соловками

Наше паломничество в августе 2013 года
7 октября, 2013 - 09:59
ВИД НА СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ / ФОТО СВЕТЛАНЫ ЧЕРНОЙ
СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ МИХАЛКО ЗАЖИГАЕТ СВЕЧУ ВОЗЛЕ МЕМОРИАЛЬНОГО КАМНЯ ЗАМУЧЕННЫМ В СОЛОВЕЦКОМ ЛАГЕРЕ УКРАИНЦАМ / ФОТО ГЕОРГИЯ ЛУКЪЯНЧУКА

2 августа 2013 года. Так началось наше паломничество. В одном автобусе собрались люди из разных городов Украины: Киева, Проскурова, Прилук, Белой Церкви, Ставища, Ивано-Франковска, АР Крым. Но единое, что объединяло всех, — желание поклониться земле, где полвека назад были расстреляны наши земляки, поклониться их могилам. Каждого из собравшихся не обошла стороной беда, начавшаяся 5 августа 1937 года (исполнение постановления Политбюро ЦКВКП (б) от 2 июля 1937 года П 51/94 «Об антисоветских элементах», по приказу НКВД СССР №00447 — «чистка общества от антисоветских элементов», которую проводил новый нарком НКВД М.Ежов по указанию И.Сталин), кто-то в эти страшные годы потерял родителей, кто-то — бабушку и дедушку, всю семью.

На святое дело 36 человек благословил настоятель Свято-Покровской церкви, Владыка Владимир (Черпак).

3 августа 2013 года. Околица Санкт-Петербурга до боли в сердце поразила Левашовским мемориальным кладбищем (Левашовской пустынью). Сбоку дороги — памятник-гильотина, которая вот-вот заберет человеческую жизнь. Железный язык колокола извещает покойников о нас, отголосок его расходится во все стороны. С флагами, на которых — черные ленты, с венками, хлебом, рушныками, калиной, чорнобрывцами, иконами, свечами и родной землей мы стоим около гранитного креста (сначала был деревянный), читаем надпись: «Українцям, жертвам тоталітарного більшовицького режиму, розстріляним у 1937—1939 роках». Сверху на кресте написано на русском языке: «Вечная память украинцам безвинно убиенным». Отец Иван, который был с группой в течение всей поездки, отправил панихиду за наших земляков (одно село Иванивка (Янушивка) Ставищенского района подало имена свыше 200 человек).

4 августа 2013 года. Наша делегация прибыла в Петрозаводск — город на берегу Онежского озера. В Центре национальных культур нас встретили представители Карельского республиканского общества «Калина». Почетный председатель (2000—2012 гг.), Кавалер двух орденов княгини Ольги — Скрипникова Лариса Григорьевна и нынешний председатель — Рукавишникова Светлана Владимировна. Пани Скрипникова ознакомила всех собравшихся с историей создания памятника —казацкого креста «Убієнним синам України» (авторы Мыкола Малышко и Назар Билык, г. Киев). Пожертвования на его строительство были внесены украинцами Америки, Карелии, Канады, Украины, г. Воркуты (Россия). Стараниями Ларисы Григорьевны официальное открытие состоялось 5 августа 2005 года ( строительство начато в 1998 году).

5 августа 2013 года. Этот день взволновал больше всего: поминальная процессия в Сандармохе (Сандормохе). Показалось, что попали в Быковню, но здесь собралось людей намного больше, мы выделяемся сине-желтыми флагами и вышиванками. Идем крестным ходом по асфальтированной дорожке, перед нами — огромная серая глыба с надписью: «Люди, не убивайте друг друга». Звучит траурная музыка, часы выстукивают минуту молчания, выступают руководители Карелии и С.-Петербурга, представители организаций разных стран.

На центральной площади еще один памятный знак с надписью «Здесь, в урочище Сандармох, месте массовых расстрелов, с 1934 по 1941 годы убиты свыше 7 тысяч ни в чем не повинных людей: жителей Карелии, заключенных и спецпоселенцев Белбалтлага, узников Соловецкой тюрьмы. Помните о нас, люди! Не убивайте друг друга!» Дальше — трехметровый казацкий крест из серого гранита, около которого отец Иван опять отправляет панихиду. В небо взвелась песня-реквием Б.Лепкого «Журавли». Может, ее услышат Курбас О.С., Кулиш М.Г., Дикий Ю.П., Нижинский А.Й. Портреты этих страдальцев мы видим рядом на крестах и деревьях.

Направляясь дальше к п. Кемь, заезжаем в поселок Повенец, который был свидетелем 1931—1933 годов и строительства Беломорканала. С картой Беломорско-Балтийского канала, фотографиями и другими документами мы ознакомились в краеведческом музее Медвежьегорска, директор которого Сергей Иванович Колтирин создал экспозицию по истории строительства канала.

6—8 августа 2013 года. Утром наша делегация прибывшая катером к острову Большой .Соловецкий Архангельской области, находящемуся в 63 км от материка в Белом море. Такому же белому и холодному, как и само его название. Приспущены флаги с черными лентами, тоскливая песня несется над Соловками — это мы идем к Соловецкому камню («Соловецким заключенным», «Вічна пам’ять співвітчизникам — жертвам репресій тоталітарного режиму») и деревянному кресту, находящимся на Аллее Памяти. Мы идем в бараки, которые строили еще заключенные (как ни странно, там сейчас живут люди). В одном из них экспозиция «Соловецкие лагеря и тюрьма 1920—1939». С этим «музеем» нас ознакомила научный сотрудник Бочкарева Ольга Владимировна.

Особенно поразила надпись на одной стене в бараке «Советская власть не карает, а исправляет!». На стенах в черных рамках портреты узников, их воспоминания о лагерной жизни, о непосильной работе и об отвратительном питании. Также очень сильно удивил один плакат с надписью: «Все вновь прибывшие первоначально приучаются к физическому труду. Задача лагерей — приучением к труду перевоспитать из социально-вредных людей — полезных членов общества». О каком это «труде» говорится? Или какую его норму? Десять бревен вытянуть на дорогу, обрубив ветви — не каждый это выдерживал и замерзал в снегу.

Свой рассказ п. Ольга продолжила на следующий день на Секирной горе... В 1923—1930 гг. на этой горе находилось IV Отделение СЛОН ОГПУ — мужской штрафной изолятор. Срок наказания от одного месяца до одного года. Информационно-следственный отдел и администрация лагеря могли отправлять сюда людей за побег и подготовку к нему, за неоднократное и групповое уклонение от работы, за нарушения лагерного режима, за «контрреволюционную агитацию» в лагере и связь с женщинами. Приговор выполнялся на месте, выстрелы были слышны в камерах, которые были переполнены раздетыми до исподнего штрафниками и подследственными. А еще перед Секиркой была рота уголовного элемента с карцерной камерой при ней. Сами зеки копали себе могилы, каковых с началом зимы становилось все больше...

Помолившись в церкви за невинные души, мы спустились вниз к деревянному кресту, последний раз прозвучала песня «Журавли»: мы прощались с земляками... В следующем году мы опять к вам приедем.

Татьяна ЧАРКОВСКАЯ, участница паломничества, учитель-методист специализированной школы №49

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ