В каждом человеческом обществе существуют устойчивые представления о морали, справедливости и добре. Мы обнаруживаем их у любого народа, в любой культуре. И, более того, при всех самых резких различиях можно обнаружить некое общее для всех времен и народов нравственное начало, порой существующее даже вопреки главенствующим в данном обществе культурным нормам.
Почти повсеместно признано, что там, где в качестве руководящей силы в политических, экономических и повседневных общественных отношениях управляет порок, общество не может нормально функционировать. В силу универсальности нравственного закона все члены общества несут одинаковую и обязательную ответственность перед Богом, людьми и собственной совестью — как правители, так и все остальные. Но особенно важна и значима в любом обществе моральная ответственность правителей и политиков, поскольку в их руках находятся рычаги власти.
Снижение в нашей стране культурного и морального уровня, рост бюрократии и коррупции явно диктуют необходимость разработки четкого морально-этического кодекса народного избранника как своеобразной присяги или, возможно, составной части будущего закона о статусе (правах и обязанностях) народного депутата. В случае нарушения этого кодекса, если это нарушение признано большинством голосов народных депутатов, Верховная Рада должна иметь право вынести общественное порицание или лишить такого избранника депутатской неприкосновенности.
Аналогичный кодекс чести должен быть и для ученых. Еще во времена античности большая часть работников культуры и науки осознавала свои нравственные обязанности перед обществом, но только иногда они были явно выражены. Один из наиболее древних примеров — клятва Гиппократа в медицине.
Ныне моральная ответственность ученых настолько возросла, что разработка четких моральных обязанностей для научного работника стала актуальной. Хотя назначение науки — быть средством постижения свойств, явлений и законов природы для того, чтобы управлять природой для блага человека, все еще существует стремление использовать науку для иных целей. Вспомним, что химическое, радиоактивное и иные виды загрязнения окружающей среды уже настолько велики, что есть реальная опасность глобального экологического кризиса. Расширяются в среде ученых и определенные «коммерсантские» тенденции с одновременной деградацией морального уровня. В этих условиях принятие кодекса чести ученого как дополнение к новому закону о науке в Украине подняло бы ответственность ученых перед государством и обществом. В таком кодексе каждый научный работник брал бы на себя следующие моральные обязанности:
1) использовать науку только для блага человечества;
2) поддерживать международный характер и деидеологизацию науки;
3) максимально стремиться к объективности в научных работах и противодействовать попыткам искажения научных знаний;
4) содействовать повышению культуры научных дискуссий, основываясь на двух принципах: стремление к объективной истине как единственной цели и равное уважение к каждому научному оппоненту, независимо от ученой степени, звания и социального положения;
5) в случаях аварий и чрезвычайных происшествий оказывать помощь государству, обществу и потерпевшим в пределах своих возможностей как ученого и человека;
6) бороться против: научной нечестности и плагиата; попыток ограничить свободу научных исследований; попыток использования результатов научных исследований для подготовки к войне и для достижения криминальных целей; антинаучных взглядов.