Твердят, что таких, как Корея, есть еще несколько стран. Стран, стоящих на пороге обладания ядерным оружием. Какой у них стимул — уж слишком ясно. Мир, на данный момент, только немножко прикрыл малюсенькими фиговыми листочками древний принцип права силы, и в то, что без достаточного количества оружия можно безопасно жить, еще мало кто верит. Поэтому понятно, что этим пограничным государствам, и Корее в том числе, хочется иметь ядерное оружие. США «давит» на Корею, чтобы она отказались от своих намерений. Игнорировать желание США трудно, следовательно, Кореи придется подумать и над этим.
Думая об этом, Корея ну никак не избежит простого вопроса — что со мной может произойти после того, как я откажусь от такой большой силы? А когда люди ставят себе вопрос — что со мной может быть? — они ищут прецеденты. То есть интересуются, не был ли уже кто-то в такой ситуации, что делал и что из этого вышло. Такие поиски неминуемо приведут к новейшей истории Украины. Вот где уж прецедент так прецедент! Государство прислушалось к пожеланиям США и Европы и отдало весь свой, вовсе не слабый, ядерный потенциал. В обмен на гарантии безопасности со стороны тех государств, которые его перед этим всячески поощряли отдать. То есть в обмен на именно то, что США как будто могут дать и Корее.
Корее теперь остается посмотреть: а как было Украине после того? Насколько защищенной чувствует себя она от тех опасностей, о которых все прекрасно знают, хотя далеко не все позволяют себе говорить? Среди них — и от опасности быть опять поглощенной одним из гарантов, независимость от которого была добыта совсем недавно.
Ответом будет то, что почти сразу же после отказа от ядерного оружия вокруг Украины закрутился водоворот скандалов, в ходе которых те же США и Европа стали все старательнее демонстрировать дистанцию от Украины. Поводы для скандалов тяжело даже перечислить, их было множество. Но человек, хорошо знавший Украину и имеющий возможность сравнивать ее с другими странами, всегда мог легко заметить, что скандалы начинаются с вещей, которые множество раз происходили тогда же в других государствах, но там эти вещи не замечали, а в Украине — видели. Или просто говорили, что там что-то могло быть, а ты, Украина, доказывай теперь, что его не было. Только заранее ясно, что тебе все равно не поверят. Так же легко можно было заметить, что наказания, предлагавшиеся для Украины, были чему-то больше, чем для других стран.
О чем подумает Корея? Какие скандалы разразятся вокруг нее?
Мало того. Один из скандалов — «кассетный» — очень уж явно выглядел как действия с участием третьих стран, направленные на изменение существующей в Украине власти. Я не буду обвинять кого-то конкретно. Я только говорю о том, что у посторонних наблюдателей, из той же Кореи например, в ходе этого скандала практически неизбежно должно создаться впечатление, что эти «третьи» — как раз государства-гаранты.
Мало того, вся эта старательная изоляция Украины создавала впечатление, что нас «подталкивают» назад, к тому государству, с которым мы когда-то были в едином Союзе, содействуют политической и экономической привязке.
Так какое же впечатление неизбежно возникнет у того, кто начнет изучать украинский прецедент? Что отказ от супероружия очень опасен!
Можно ли еще изменить такое впечатление, такие мысли? Возможно, первым шагом в этом направлении могла бы быть скорейшая конкретизация — вплоть до действий! — отношение Европы к известному нефтепроводу Одесса — Броды. До сих пор оно было подчеркнуто безразличным, а в последнее время изменилось заинтересованностью, но еще какой-то медлительной. А именно сейчас как раз мало времени — Россия оказывает на Украину безумное давление, чтобы не допустить использование этого нефтепровода для перекачки каспийской нефти в Европу. Для России такое поведение очень понятно, у нее на это несколько причин. Первая вполне ясная — это была бы конкуренция ее нефти. Другая — это увеличило бы независимость Украины, что России не очень нравится. Третья — это увеличило бы независимость прикаспийских нефтедобывающих государств, что России также не нравится. И наоборот — поскольку прямое использование нефтепровода выгодно для Украины, поддержка США и Европы в этом вопросе была бы полезна в плане прецедента. Настоящая поддержка, в виде таких абсолютно явных шагов, которые бы дали возможность Украине абсолютно не сомневаться, что Европе этот нефтепровод нужен, а поэтому она не зароет деньги в землю и нет потребности думать о каких-то реверсах.
Это был бы первый очень полезный шаг. После этого еще много шагов нужно. Полезно было бы им поучиться, как Россия утверждала свое влияния в информационном пространстве Украины. Что сделано в одну сторону — можно переделать в другую. Содействие этому вполне возможно, нужное и очень полезное для безопасности Украины. Много есть вещей, в которых можно очень существенно помочь без лишних затрат. Гнетущее впечатление, которое сейчас производит украинский ядерный прецедент, еще можно исправить, причем за довольно короткий срок. А тогда уже и с Кореей и такими, как она, можно было бы говорить не только с позиции силы. Потому что силе стремятся противопоставить силу, а когда не могут противопоставить силу — противопоставляют террор.