Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Корни духовности

4 декабря, 2008 - 18:24

Что такое духовный мир человека? Где его границы, где его начало и конец? А может он безграничный? И насколько глубинный? Ведь территория его существования — это, в первую очередь, душа и сердце. Это они аккумулируют духовную энергию и питают ею мозг, а не наоборот. Это от них духовные лучи расходятся в окружающий мир, поэтому, если душа черствая и безразличная, а сердце заскорузлое, то не поможет даже самый мощный мозговой генератор. Он не сможет выдать без этих духовных батарей-зарядов ни естественный ток, ни яркий свет, ни необходимое тепло. Он сможет только породить фальшь, эгоизм, неискренность, нахальство и что самое страшное — зло.

После этого, лишь по поступкам, а не по словам можно судить о духовном мире человека, его масштабности и глубине. О тех высоких моральных ценностях, которые он не только исповедует, а и сам производит для общества. Потому что насколько они искренние, благородные, возвышенные — настолько человек является духовным. Других факторов измерения духовности, на мой взгляд, не существует. Во всяком случае в деньгах она не измеряется.

А поэтому странно слышать, когда какой-то политик, чиновник, или так называемый благотворитель, кичится тем, что потратил определенную сумму денег на реставрацию или строительство храма, музея или другого духовного и культурного объекта. Причем сделал это, взяв средства не из собственного кармана, а со счета возглавляемой им коммерческой фирмы, а то и вообще, воспользовавшись возможностью, использовал для этого карман государства. И, конечно, за это ожидает, если не всенародной любви и похвалы, то определенных политических дивидендов. Мне кажется, что такой «меценат-жертвенник», как говорится, путает грешное с праведным.

Ведь в слове благотворительность, благодеяние, благородство есть один общий корень — БЛАГО. Благо во имя чего-то или кого-то. Благо как бескорыстный поступок, как просто человеческая, христианская потребность делать добро, не выпрашивая за это аплодисменты и похвалы. Потому что БЛАГО — духовный фактор. Это — душевный порыв, а следовательно, показатель морали. Благо — не экономическая и, тем более, не материальная категория. И не от количества вложенных средств зависит уровень благородства, морали, духовности и культуры, наконец — просто человечности.

В этом я убеждался не один раз. И последние факты — яркое подтверждение этому. Проезжая недавно по дорогам Ивано-Франковщины, в одном из районов, кажется Рогатинском, мы остановились у небольшой часовенки, возле которой стояла группа людей. Как выяснилось, это был поминальный день по одному из жителей села. Люди пришли помолиться за упокой души, исполнить свой христианский долг. Присоединились к ним и мы.

И я обратил внимание на то, что часовенка стояла на краю одной из усадьб. Т.е. земля является чьей-то частной собственностью, которой хозяин поделился с общиной. И это на Прикарпатье, где не просто каждая сотка, а каждый квадратный метр земли — на вес золота. И когда я спросил у крестьян, кто этот человек, который отдал для блага общества этот «клаптик» земли, мои собеседники повернулись в сторону уже немолодого мужчины, назвав его имя:

— Это господин Василий пожертвовал, — сказали почти хором. И было в этих словах столько тепла, благодарности и, я бы даже сказал, гордости за своего земляка.

А господин Василий смутился и пытался спрятаться за плечи своего крепкого соседа. Более того, когда я захотел узнать его фамилию, он замахал руками:

— Не нужно фамилии. Не нужно! Просто Василий!

И я подумал про себя: действительно, разве важны фамилия или имя, когда речь идет о благородном поступке? Не важны для морально честного, порядочного и бескорыстного человека — каким, на мой взгляд, и является господин Василий. В добавок к 1,5 сотки земли он сделал еще и самый большой вклад в строительство часовенки, работая на стройке вместе с сыном.

К счастью, господин Василий оказался не единственным бескорыстным благотворителем, с кем пришлось встретиться на Прикарпатье. В Тисменецком районе, недалеко от Ивано-Франковска я познакомился с сельским предпринимателем Игорем Адамчуком. По образованию он строитель и экономист. На двух гектарах ведет свое хозяйство, занимается овощеводством. Это трудоемкий бизнес, за который не очень охотно берутся крестьяне. Но Игорь сумел сделать его рентабельным. На средства, вырученные на овощеводстве, построил по собственному проекту ресторан-шалаш в прикарпатском стиле. Несколько лет тому назад взял в аренду два гектара запущенного и почти дикого леса в рекреационной зоне и создал здесь настоящий оазис для отдыха. Привел в порядок два пруда, запустил рыбу. Но не для промышленного производства. Здесь никто рыбу не ловит, даже он. «Это у меня аквариум под открытым небом», — говорит Игорь и перечисляет виды различных рыб. А их здесь более 10.

И весь этот земной рай он создал для людей. Здесь нет специальной охраны, но люди уже знают, что, переступив границу парка, нужно соблюдать чистоту и порядок. Недавно, путешествуя пешком по этому краю, натолкнулась на рай Игоря группа польских студентов и провела здесь почти полдня — не хотелось покидать этот волшебный уголок. И так почти ежедневно — кто-то случайно, а кто-то зная о нем пожалует сюда, чтобы просто побродить по лесу, послушать птиц, полежать на траве или помечтать на берегах прудов. А если посчастливится, то и причаститься медом с лесной пасеки хозяина.

И видели бы вы лицо Игоря, когда он размеренно, неспешно ходит и разглядывает каждый кустик, каждое деревце, каждый цветочек. Оно излучает столько радости, светится такой любовью, что невольно думаешь: «Счастливый человек». «Я здесь заряжаю тело и очищаю душу, — признается Игорь. — Представляете, если бы вся наша украинская земля была такой? А для этого так мало нужно — просто любить ее».

Но оказывается, для многих просто любить землю, красоту природы, охранять и приумножать ее — задание морально сверхсложное. Они это все оценивают только в деньгах. А может, не ощущают этого душой, или на почве черствости настолько развились эгоистические потребительские инстинкты, что даже заповедные места на Хортице, в Крыму, в Карпатах застраивают собственными коттеджами, дворцами, домами, ограждая их двух- и трехметровыми заборами. Неужели и действительно владельцам этих каменных сооружений не хватает только этого для полного счастья? А возможно, они и не знают, что это такое — гармония души и природы. Вот и не знаю, жалеть ли их, или сочувствовать ...

Аркадий МУЗЫЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ