Опубликовав 9 февраля этого года письмо Алексея Стефанюка из г. Нежин «Почему они стали наркоманами?», «День» предложил читателям и экспертам высказаться по поставленным в письме вопросам (продолжение темы см. в номере за 24.02.2001 г.). Сегодня своим видением причин, которые порождают подростковую наркоманию и пьянство, и путей их устранения делится школьный психолог из Харьковской области Виктор Васильевич ГОРБАНЬ:
—Подталкивает нашу молодежь к пьянству и наркомании наше общество. А кто же еще? Ведь наши дети растут в тех общественных условиях, которые созданы в нашем государстве. А создали эти условия те, кто ближе всего стоит к молодежи, кто имеет на нее наибольшее влияние: семья и школа. А почему они так действуют? Ибо «не ведают, что творят».
Родители в основной своей массе педагогически неграмотные, но они этого не осознают. А часть тех, кто все-таки понимает свою воспитательную безграмотность, надеется на систему образования: мол, пойдет ребенок в школу — там его и воспитают. Таким родителям неизвестно, что в школьном возрасте формировать моральные и волевые черты — стержень личности — уже поздно, они закладываются в ранней дошкольной жизни. Хоть бы учителя им сказали: «Вы на нас не рассчитывайте, ребенок воспитывается тогда, когда он лежит еще поперек кровати, да и в педагогических учебных заведениях мы усваиваем не науку о воспитании, а всего-навсего только педагогическую терминологию». Но молчат учителя, ибо кому захочется выставлять себя неучем? А того, кто осмелится это сказать, коллеги воспримут как изменника. Вот и замкнулся круг воспитательного невежества.
Но не все рассчитывают на педагогов, кое-кто уверен в собственных силах и рассуждает приблизительно так: «Вот когда ребенок подрастет и начнет все понимать, тогда я ему и расскажу, как правильно вести себя». Комментарии к этой позиции, думаю, излишни.
Дети перенимают все, что делают взрослые, — это общеизвестно, но следует видеть в разнообразии всяческого заимствования от родителей самое главное — суть человека, его основу. А она состоит в отношении к другим: добром или эгоистическом, почтительном или пренебрежительном, честном или непорядочном. Только моральные ценности не все ценностями и считают, очень распространено убеждение, что честность — это для дураков.
Еще одна проблема воспитания — субъективизм оценки собственной персоны. Почти каждый взрослый, даже закоренелый преступник, уверен, что он — прекрасный человек, а раз так, то все, что воспримут дети от родителей, — детям на пользу. А ведь среди наших семей немало таких, в которых происходят регулярные хмельные застолья в честь разнообразных дат; в которых наслаждение от удовлетворения физиологических потребностей (еда, сон, секс) ценят больше всего; в которых безразличны к духовным ценностям, ибо просто их не воспринимают. Здоровые силы нашего общества должны противостоять влиянию таких семей на собственных детей, но это начнется только тогда, когда детские заведения возглавят Сухомлинские или Захаренки. Но такие фигуры во главе наших школ — скорее исключение, нежели правило, а педагогика Сухомлинского иногда добирается только до отдельных школ. И дело здесь не в том, что наша земля бедна на преданных детям педагогических талантов, беда в том, что диктаторская система управления образованием, которая досталась нам в наследство от Советского Союза, талантливых и честных личностей выталкивает, как инородные тела.
В разговорах со старыми людьми я неоднократно допытывался — когда на селе употребляли водки больше: в 20-е годы или в 70-е (это относительно стабильные десятилетия)? Ответы были однозначными: раньше пили значительно меньше. Главная причина алкоголизации понятна и без социологического образования — это отчуждение крестьян от земли, от повседневных забот ведения хозяйства. Образовавшаяся душевная пустота нуждалась в заполнении, негативную роль сыграла и борьба с церковью. Следует объективно отметить, что родители и особенно деды моего поколения превосходят нас в трудолюбии, умении терпеть и переносить лихолетье. Корни этого регресса — в изменении общественных условий жизни. А они оказались негативными для волевой сферы даже взрослых, уже сформировавшихся людей, а для неустойчивой части подрастающего поколения стали развращающими.
Объясню свою категоричность. Для большинства нынешних детей единственным серьезным делом в жизни является учеба, причем школьные знания, получаемые ими в средних и особенно старших классах, мало связаны с жизнью вне школы. Для той части молодежи, которая не собирается поступать в вуз, учебная деятельность вообще теряет смысл, ведь документ об образовании все равно дадут. Внешкольные заведения охватывают значительно меньший процент детей, чем зафиксировано в официальных бумагах. И обвинять эти заведения в том, что их посещает недостаточное количество детей, было бы несправедливым, ибо немногих заинтересуют занятия хореографией, музыкой или драматургией; техническое творчество почти не подходит для девушек, спортивные секции требуют большого терпения, т.е. они не для слабых духом, а как раз эта категория молодежи нуждается в особом внимании. Поэтому часть ученической молодежи выпадает (фактически, а не официально) из процесса обучения, и количество таких, ничем серьезным не занятых, в масштабах Украины составляет десятки, а может, и сотни тысяч.
Небольшой экскурс в педагогическую психологию. Детям для полноценного развития необходима ежедневная, ежечасная разнообразная деятельность, и часто это разнообразие после школы сводится к простеньким детским играм и телевизору. Присмотритесь, как малышня гордится, когда ей доверяют выполнить какое-то взрослое дело, присмотритесь, как мальчики тянутся к взрослой технике. Но эти естественные желания наше общество не удовлетворяет, искажая тем самым нормальное развитие детей. Вообще-то против трудового воспитания, против развития самостоятельности детей у нас никто не выступает, но когда доходит до конкретных дел, то запрещается все, что может принести неприятности руководителям образования. Под предлогом защиты детей от эксплуатации у нас детский труд запрещен. Но вспомните недалекое прошлое: вскоре после 1 сентября ученики сельских школ на две-четыре недели покидали учебные классы для сбора овощей, картофеля, свеклы. Разве это не эксплуатация? Ведь ученики за свой труд ничего не получали, к тому же он был организован по большей части на принципах уравниловки и лишен творческой составляющей. Такой подневольный труд вызывал у детей только одно удовлетворение — не надо было ходить на уроки, а старательные ученики к нему относились резко негативно, так как он отрывал от знаний.
Следует уменьшить законодательные ограничения на добровольный детский труд, особенно для тех, кому исполнилось 15 лет. Отстраняя детей от производства, мы тем самым подталкиваем их к пьянству и наркомании. Получив паспорт, человек должен получать все права и обязанности гражданина Украины, а не считаться несовершеннолетним. А возраст получения паспорта целесообразно снизить на год. На вероятное возражение: «А как же они будут голосовать, они же в политике ничего не понимают?» замечу, что раннее включение юношей и девушек в политические процессы будет только содействовать росту их политической зрелости, формированию активной жизненной позиции.
И недопустимо, чтобы дело образования и воспитания наших детей, нашего будущего целиком находилось в ведении нескольких не очень высоких должностных лиц, которые в профессиональном плане никому не подконтрольны и не несут никакой ответственности за результаты своей работы.