Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто нам споет на бис?

9 июня, 2005 - 19:45

Прочла актуальную статью дирижера Мирона Юсиповича «Как построить новую оперу» («День», № 82 от 12.05.2005) и захотелось поделиться своими мыслями.

Как давний и частый посетитель киевской Национальной оперы, могу сказать, что по своему исполнительскому мастерству и голосам — не просто хорошим, но и великолепным — наша опера могла бы стать визитной карточкой Украины. Понимают это руководители многих зарубежных оперных театров, делающие все для их процветания. И они, действительно, процветают, привлекая к работе наших лучших певцов.

Чем же их так привлекает зарубежье? Высокими ставками? Конечно же. Но не только. Подкупает их четкая организация работы театра, не отвлекающая певцов от творческого процесса, и постоянная загруженность, а не разовые выходы на сцену в один-три месяца.

Виктория Лукьянец, например, говорит о том, что у нее расписан график спектаклей на два года вперед. Наши же певцы часто работают в режиме «скорой помощи». Диву даешься, когда на вопрос: «Кто сегодня поет Джильду в «Риголетто»? просят «перезвонить после 15 часов». Больших афиш с полным перечнем исполнителей нет даже в фойе театра в день спектакля. А ведь истинные меломаны ходят «на исполнителей». Это — мировая практика.

Казалось бы, оперный театр в Вене не нуждается в популяризации, но информированность зрителя для него является вопросом престижа. На столиках в фойе лежат стопкой месячные программки с ведущими исполнителями и журнал «Prolog» о театральных новостях (все это — бесплатно). Используют даже живую рекламу: музыканты в париках и камзолах раздают программки концертов у оперного театра и в местах, где много туристов.

Сейчас возрождает свою былую славу московский Большой театр. И немалая заслуга в этом созданного попечительского совета театра, в который входят как представители творческой интеллигенции, так и меценаты искусства. Этот совет во многом определяет и репертуар, и финансирование театра в дополнение к государственному.

В конце прошлого года в Киевской филармонии состоялся великолепный первый сольный концерт солистки Национальной оперы Сусанны Чахоян в сопровождении известного оркестра народных инструментов под управлением Виктора Гуцала. Это был праздник для всех присутствующих. Известный меломан с большим стажем и вкусом, обладатель огромной фонотеки, которую собирал с юных лет, И. Лиссов (хирург, долго работавший у Н. Амосова) сказал после концерта о Сусанне Чахоян: «Обладательница легкого сопрано с красивым тембром и хорошо выровненными регистрами. Переходные ноты звучат чисто и хорошо. Вполне можно ожидать, что со временем голос окрепнет и певица сможет исполнять партии лирико-драматического плана». Это очень высокая оценка ее исполнительского мастерства. Такие концерты надо записывать и транслировать по телевидению. К пониманию классической музыки надо готовить со школьной скамьи, но это тема отдельного разговора.

Галина РУДЕНКО, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ