Представьте себе такую ситуацию. Вы одолжили человеку определенную сумму денег. Он их не возвращает. Вы подаете иск в суд. Суд принимает постановление отказать вам по причине отсутствия денег у должника. Большей бессмыслицы и выдумать нельзя. Ведь должник потому и одалживал деньги, что их у него нет. В конечном счете, какое отношение имеет суд к тому, что у должника нет денег? Он же рассматривает дело не об этом, а о невозвращении долга.
Но, оказывается, наши украинские законодатели, должностные лица и судьи могут такой абсурд утворить. И относительно не одного человека, а миллионов граждан Украины, которые долгие годы складывали копейку к копейке и вносили в Сберегательный банк на «черный день». А фактически одалживали государству собственные сбережения. По тем законам они в любой день могли получить свой вклад полностью или его часть. Но до 1990—1992 годов тяжелые дни наступали только для некоторых вкладчиков. Сегодня же они пришли ко всем, кто еще сумел дожить до них.
Но известные события десятилетней давности и раскрученная искусственная инфляция привели к тому, что у вкладчиков вдруг ничего не осталось на сберегательных книжках. Людям должностные лица объясняли, что их деньги якобы забрали «москали», и поэтому, мол, возвращать нечего. Но Москва официально отрицала это, наводя конкретные факты и документы, которые удостоверяют, что деньги граждан Украины после распада СССР и ликвидации его Сбербанка остались на месте. А куда они делись, пусть отвечает власть. И действительно, не было ни войны, ни пожара в Сберегательном банке, и все документы должны были быть на месте. И деньги тоже. И службы, которые должны их отыскать, тоже остались. Так в чем же дело? Наконец пришли к выводу, что деньги людям нужно возвращать. Верховная Рада 21.11.1996 г. приняла Закон «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины». Отсюда и начался второй период этой тяжбы между государством и ее гражданами.
В первую очередь следует сказать, что этот закон справедливо установил, что государство берет на себя все эти долги и обязывается их вернуть, проиндексировав в размере 1 крб. СССР = 1 грн. 05 коп. Но когда и до какого времени — не сказано. Люди начали делать предположения, что это может произойти через сотни лет. Это дело поручили решить Кабмину и возвращать сбережения поэтапно, в зависимости от возраста человека, объема вклада, наличия бюджетных средств и других условий. А Кабмину больше ничего и не требуется: все в его руках, даже то, будет или не будет выполняться этот закон.
Если бы государство хотело вернуть вкладчикам их деньги, то оно бы это сделало. Но пока в бюджете ежегодно уменьшаются сумы возврата до самым низких размеров, вводятся все большие возврастные ограничения для тех, кому следует в первую очередь возвращать долг. Это при том, что сейчас общая сумма отраслевых льгот по налогам составляет 42 млрд. гривен.
Таким образом, в течение 1998—2000 годов абсолютному большинству граждан ничего не выплачивалось, кроме того, что выдавали инвалидам и еще кое- кому по слезным заявлениям «высочайшим разрешением». Возврастной ценз был установлен не меньше 80 лет. На нынешний год он поднят до ста лет. Получается, мало кто доживет до этого счастливого дня, когда можна будет получить какую-то малость своих кровных сбережений. А умершим уже никогда не будут выданы их деньги, даже их потомкам. В то же время Конституция Украины запрещает какую- либо дискриминацию человека, в том числе и возврастную.
Некоторые жители нашего города и района пикетировали по этому случаю райгосадминистрацию, обращались к Президенту Украины как гаранту Конституции, в суд, в том числе и в Верховный, к Генеральному прокурору, Министерству юстиции, не говоря уже о Сберегательном банке Украины, но везде наталкивались на глухую стену. Всем этим почтенным инстанциям государства безразлично, что в законодательных и подзаконных актах нарушен ряд статей Конституции. Судопроизводство не учитывает также ряд статей Гражданского кодекса. Нашли здесь «лазейку» в виде ст. 92 Конституции, где говорится, что порядок погашения внутреннего долга устанавливается законами Украины, а другие статьи Конституции ко вниманию не приняты. Огорчает, что и Верховная Рада принимает законы, которые противоречат Основному Закону.
Люди понимают экономическую ситуацию в государстве, но никак не могут понять такого отношения к Конституции Украины многих государственных чиновников и юристов. Получается, что у тех, кто должен стоять на страже закона, есть какой-то другой интерес, кроме интересов народа. Не поэтому ли длительное время тянется рассмотрение в Верховной Раде Украины проекта закона «О механизме возвращения трудовых сбережений»? А это чрезвычайно наболевшая проблема для многих граждан.
Но не только эти деньги не возвращаются. «Умерли» страховые сумы бывшего Госстраха, облигации Госзайма, немалый долг государства составляют облигации на отдельные виды товаров. Эти средства дали государству определенную прибыль в виде построенных и приобретенных основных средств производства, которые сегодня приватизируются. А вернуть долги кредиторам государство не спешит. Но ведь сбережения граждан, как и земля, средства производства, другая частная собственность согласно Конституции является неприкосновенными. Так кто же все-таки защитит вкладчиков и поможет им вернуть вклады?