Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Либеральные ценности в посттрадиционном обществе

16 марта, 2006 - 19:44

Что репрезентует современный мир информации, компьютеризации и либеральных ценностей? Вседозволенности, атракционности, упрощенности? И что представляет из себя человек в нем? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить саму концепцию, которая повлекла за собой появление тенденций, господствующих сейчас в мире. Бесспорно, это либерализм, но не классический, а тот, в основе которого лежит выгодный принцип «купи-продай», неограниченная свобода и нравственное банкротство.

Консервативный образ мышления не характерен для эпохи модерна. Эта эпоха легитимизирует свои решения, не приспосабливая их к традициям прошлого, не освящая их духовностью и мудростью праотцов.

Нормально ли то, что две трети человечества обречены на жалкое существование? Разве во имя «прав человека» лидирующие страны — постоянные члены Совета Безопасности ООН — почти полностью обеспечивают оружием другие страны? Кто расходует ежегодно на рекламу, предвыборные кампании и собственный имидж космические средства, а в это время миллионами умирают от голода дети?

Диктатура рынка и потребительские интересы порождают принцип социального дарвинизма: «сокращают» жизнь «лишних» на этой планете.

Современная либеральная идеология придает решающее значение отличию между авторитарно-патриархальной моделью власти, ключевой метафорой которой является «семья» во главе с деспотически заботливым «отцом», и демократической моделью, где отношения между людьми характеризуются как отношения между независимо-совершеннолетними. Это, действительно, принципиальное отличие, но в нем важно, как показывает нам современный опыт, артикулировать также другие моменты, которые «беззаботно» игнорирует либеральная теория. В семье невозможен геноцид: даже самые деспотичные родители детей не убивают, а наказывают. Вот почему традиционные монархии не знали геноцида, направленного против собственного народа. Модерн познакомил человечество с этим новым видом опыта, и мы поступили бы достаточно неосмотрительно, приписав его «пережиткам традиционализма» — как раз традиционализм этого не знал. В посттрадиционном обществе власть выступает как технология, рассматривающая все общество как средство.

Подлинные демократические ценности — не призраки, не мифы и не выдумки хитрых политиканов. Это взаимоответственность суверенного народа как источника власти и добропорядочность и стремление к его благосостоянию политиков, которые стоят у руля государства. Отказ от них не просто обедняет жизнь и лишает ее смысла — он неэффективен и стоит слишком дорого. Особенно в разгар избирательной кампании. Это политическая ошибка.

Семья, церковь, государство — субстанции, на которых держится мир. Ведь именно служение им повлекло за собой духовный взлет всемирной цивилизации. Актуально звучат слова Эмерсона и сегодня: «Подлинным показателем цивилизованности является не ценз, не большие города, не богатые урожаи — нет, не они! А человек, которого вырастило общество».

Ульяна ДУДОК, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ