Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Львовская Пасха 1965-го

или «Антисоветских проявлений во время Пасхи не зарегистрировано»
10 апреля, 2015 - 12:34

Да, были это времена советского тоталитарного режима. Но и тогда христианское сообщество Львовщины тоже отмечало праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Воскресение Христово (Пасху). Прочтем вместе один из тогдашних документов (отчетов) областного религиозного чиновника (уполномоченного по делам Русской Православной Церкви (РПЦ) о традиционно самом величественном празднике христиан. Он адресовался из Львова в государственные и партийные апартаменты Москвы и Киева (язык оригинала).

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПИСКА О РЕЛИГИОЗНОМ ПРАЗДНИКЕ «ПАСХА»

Подготовка к религиозному празднику «Пасха» проводилась духовенством и религиозными организациями заранее, как и в прошлые годы. Духовенство в произносимых проповедях готовило к «Пасхе» верующих. Оно повсеместно призывало присутствующих в церквях подготовить себя к этому религиозному празднику, поститься, причащаться. 

Как и в прошлые годы, в дни поста много людей ходило в церковь. Так, например, в церкви с. Вузлове Радеховского р-на в дни поста и перед Страстной седмицей исповедовалось свыше 700 человек. Среди исповедавшихся было около 200 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Из общего числа исповедавшихся, большинство было женщины (70—80%). В церкви с. Страдч Яворовского р-на говело около 600 граждан, из них женщин 65—70%, молодежи до 200 человек. В церкви Преображения Господня (Львов) исповедались около 3 500 человек, из них женщин — 3 000, молодежи от 18 до 25 лет около 1 000. Такое же положение было в Петропавловской, Георгиевской, Пятницкой церквях и в соборе св. Юра (Львов).

В дни «Вербного Воскресенья» в церквях было много верующих, даже трудно подсчитать, потому что одни приходили, другие уходили, и так с утра до 12 часов дня. Все верующие шли с детьми школьного возраста и встречались со школьниками младших классов, которые несли на освещение ветки вербы.

Возле церквей в городах много людей привезли из сельской местности целые вороха связок из лозы вербы и открыли целые базары. Так, около собора св. Юра в 8 часов утра было около 80 человек таких «торговцев» лозой вербы, разрисованными яичками, статуэтками позолоченных баранчиков. Возле церкви «Преображения Господня» таких торговцев было около 60 человек. Они заняли всю проезжую часть и без того узкой улицы. Такое же наблюдалось возле Николаевской, Андреевской и других городских церквей. Глухонемые продавали свой товар: изготовленные фотоаппаратом (цветным) поздравления с Пасхой и ...1-м Мая. В г. Золочеве также возле церкви было много таких торговцев, а также в их числе людей, приехавших из сел. В дни «Пасхи», начиная в субботу, по всем городским церквям началось освещение куличей, яичек с 18 часов. Повсеместно наблюдались на улицах идущие к церкви верующие с корзинками. Большинство из них были с детьми дошкольного возраста. Дети также несли небольшие корзинки. В церквях, где нет ограды, куличи посвящали внутри церкви, а где была ограда, то там все располагались вокруг церкви в несколько рядов и так до утра.

В дни «Пасхи» в церквях было много верующих. Так, в церкви г. Городок было полно людей, в ограде церкви тоже полно, а кто туда не смог зайти, разместились на улице. Такое же положение было в г. Судовая Вишня, Мостиска. В этих церквях было не менее 2 000 человек. Среди них были молодежь, дети школьного и дошкольного возрастов.

Сравнивая количество верующих, посетивших церкви с прошлыми годами, можно с уверенностью сказать, что в этом году их было меньше. Детей школьного возраста в этом году в дни «Пасхи» было значительно меньше.

Во время «Пасхи» было крещено детей, но массовости не было. Так, в церкви Городка за 25, 26, 27 апреля 1965 г. окрещено 6 детей, родившихся в марте-апреле того же года. Доходы в этой церкви за три последних дня составили 570 рублей. Из них сбор во время выноса плащаницы — 123 рубля, тарелочный сбор (воскресенье) — 114 рублей, за освещение куличей — 213 рублей, от продажи свечей — 63 рубля. В 1964 г. доход этой церкви составил 603 рубля. В церкви с. Ивановка Перемышлянского р-на в пасхальные дни было окрещено 3 детей. Доходы составили 170 рублей. В церкви с. Куровичи Золочевского р-на окрестили 2 детей. Доходы составили 270 рублей. Из них от пожертвований во время выноса плащаницы — 120 рублей, сбора на тарелку 130 рублей и 10 рублей от продажи свечей. В церкви с. Збоище от освещений куличей доход составил 20 рублей, пожертвований во время выноса плащаницы — 164 рубля, сбора на тарелку — 172. Окрещено 7 детей. Доходы церкви в 1964 г. были выше. В частности, в с. Ивановка — 195 рублей, Куровичи — 295, Збоище — 402.

Антисоветских проявлений во время «Пасхи» не зарегистрировано.

Государственный архив Львовской области (ГАЛО). — Ф. Р-1332. — Оп. 1. — Д. 28. — Л. 76-79.

Очевидно, что задекларированное автором информационной записки уменьшение количества верующих в церкви на Пасху-1965 по сравнению с Пасхой-1964 подается для затуманивания глаз вышестоящих тогдашних начальников от религии. Тем более что данные отсылались в аналогичные кабинеты Москвы и Киева. Поэтому нужно было как-то определить эффективность тогдашней безбожной идеологии... Там ее ждали с нетерпением, хотя бы на бумаге. А всех рожденных накануне и окрещенных в пасхальные дни 1965-го от всей души поздравляем с первым славным 50-летием!

Что же касается открыток с 1 Мая, то об их назначении около церкви просим подумать наших читателей. Однозначно другое: давно пришло время на государственном уровне отказаться от нынешних так называемых первомайских праздников. В советское время их ввели с целью мифического «объединения пролетариев всех стран» и вытеснения из тогдашней жизни христианских традиций. Один из столпов советского безбожия Емельян Ярославский (Миней Губельман) (1878—1943) обещал победить религию в СССР до 1 мая 1937 года. Есть даже фотография с тех времен, когда советские ученики писали мелом на доске фамилии учеников, которые были в церкви на Пасху. Таких считали подручными врагов. Поэтому отказ от псевдопраздников типа первомайских (целых два дня (!!!) Почему такая привилегия?) станет одной из составляющих современной украинской гуманитарной реформы (действующего праздничного календаря). Без каких-либо затрат (смет), без человеческой боли, без сожаления.

Христос Воскрес!

Оксана Боруцкая, магистр истории, научный сотрудник Львовского музея истории религии
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ