Так, були це часи радянського тоталітарного режиму. Але й тоді християнська спільнота Львівщини також вшановувала свято усіх свят, торжество усіх торжеств — Воскресіння Христове (Великдень, Пасху). Прочитаємо разом один із тогочасних документів (звітів) обласного чиновника від релігії (уповноваженого у справах Російської Православної Церкви (РПЦ) про традиційно найвеличніше свято християн. Він адресувався зі Львова до державних і партійних апартаментів Москви та Києва (мова оригіналу).
«ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПИСКА О РЕЛИГИОЗНОМ ПРАЗДНИКЕ «ПАСХА»
Подготовка к религиозному празднику «Пасха» проводилась духовенством и религиозными организациями заранее, как и в прошлые годы. Духовенство в произносимых проповедях готовило к «Пасхе» верующих. Оно повсеместно призывало присутствующих в церквях подготовить себя к этому религиозному празднику, поститься, причащаться.
Как и в прошлые годы, в дни поста много людей ходило в церковь. Так, например, в церкви с. Вузлове Радеховского р-на в дни поста и перед Страстной седмицей исповедовалось свыше 700 человек. Среди исповедавшихся было около 200 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Из общего числа исповедавшихся, большинство было женщины (70—80%). В церкви с. Страдч Яворовского р-на говело около 600 граждан, из них женщин 65—70%, молодежи до 200 человек. В церкви Преображения Господня (Львов) исповедались около 3 500 человек, из них женщин — 3 000, молодежи от 18 до 25 лет около 1 000. Такое же положение было в Петропавловской, Георгиевской, Пятницкой церквях и в соборе св. Юра (Львов).
В дни «Вербного Воскресенья» в церквях было много верующих, даже трудно подсчитать, потому что одни приходили, другие уходили, и так с утра до 12 часов дня. Все верующие шли с детьми школьного возраста и встречались со школьниками младших классов, которые несли на освещение ветки вербы.
Возле церквей в городах много людей привезли из сельской местности целые вороха связок из лозы вербы и открыли целые базары. Так, около собора св. Юра в 8 часов утра было около 80 человек таких «торговцев» лозой вербы, разрисованными яичками, статуэтками позолоченных баранчиков. Возле церкви «Преображения Господня» таких торговцев было около 60 человек. Они заняли всю проезжую часть и без того узкой улицы. Такое же наблюдалось возле Николаевской, Андреевской и других городских церквей. Глухонемые продавали свой товар: изготовленные фотоаппаратом (цветным) поздравления с Пасхой и ...1-м Мая. В г. Золочеве также возле церкви было много таких торговцев, а также в их числе людей, приехавших из сел. В дни «Пасхи», начиная в субботу, по всем городским церквям началось освещение куличей, яичек с 18 часов. Повсеместно наблюдались на улицах идущие к церкви верующие с корзинками. Большинство из них были с детьми дошкольного возраста. Дети также несли небольшие корзинки. В церквях, где нет ограды, куличи посвящали внутри церкви, а где была ограда, то там все располагались вокруг церкви в несколько рядов и так до утра.
В дни «Пасхи» в церквях было много верующих. Так, в церкви г. Городок было полно людей, в ограде церкви тоже полно, а кто туда не смог зайти, разместились на улице. Такое же положение было в г. Судовая Вишня, Мостиска. В этих церквях было не менее 2 000 человек. Среди них были молодежь, дети школьного и дошкольного возрастов.
Сравнивая количество верующих, посетивших церкви с прошлыми годами, можно с уверенностью сказать, что в этом году их было меньше. Детей школьного возраста в этом году в дни «Пасхи» было значительно меньше.
Во время «Пасхи» было крещено детей, но массовости не было. Так, в церкви Городка за 25, 26, 27 апреля 1965 г. окрещено 6 детей, родившихся в марте-апреле того же года. Доходы в этой церкви за три последних дня составили 570 рублей. Из них сбор во время выноса плащаницы — 123 рубля, тарелочный сбор (воскресенье) — 114 рублей, за освещение куличей — 213 рублей, от продажи свечей — 63 рубля. В 1964 г. доход этой церкви составил 603 рубля. В церкви с. Ивановка Перемышлянского р-на в пасхальные дни было окрещено 3 детей. Доходы составили 170 рублей. В церкви с. Куровичи Золочевского р-на окрестили 2 детей. Доходы составили 270 рублей. Из них от пожертвований во время выноса плащаницы — 120 рублей, сбора на тарелку 130 рублей и 10 рублей от продажи свечей. В церкви с. Збоище от освещений куличей доход составил 20 рублей, пожертвований во время выноса плащаницы — 164 рубля, сбора на тарелку — 172. Окрещено 7 детей. Доходы церкви в 1964 г. были выше. В частности, в с. Ивановка — 195 рублей, Куровичи — 295, Збоище — 402.
Антисоветских проявлений во время «Пасхи» не зарегистрировано.»
Державний архів Львівської області (ДАЛО). -Ф. Р-1332. -Оп. 1. -Спр. 28. -Арк. 76-79.
Очевидно, що задеклароване автором інформаційної записки зменшення кількості віруючих у церкві на Великдень-1965 порівняно із Великоднем-1964 подається задля затуманення очей вищестоящих тодішніх начальників від релігії. Тим більше, що дані надсилалися до аналогічних кабінетів Москви та Києва. Тож потрібно було якось визначити ефективність тодішньої безбожної ідеології... Там її чекали з нетерпінням, хоча б на папері. А всіх народжених напередодні й охрещених у пасхальні дні 1965-го щиро вітаємо із першим славним 50-річчям!
Стосовно ж листівок з 1-м Травня, то про їхнє призначення біля церкви просимо подумати наших читачів. Однозначно інше — давно настав час на державному рівні відмовитися від нинішніх так званих першотравневих свят. За радянських часів їх запровадили з метою міфічного «єднання пролетарів усіх країн» та витіснення із тодішнього життя християнських традицій. Один із стовпів радянського безбожжя Омелян Ярославський (Міней Губельман) (1878—1943) обіцяв перемогти релігію в СРСР до 1 травня 1937 року. Маємо навіть світлину з тих часів, коли радянські учні писали крейдою на дошці прізвища учнів, які були в церкві на Пасху. Таких вважали підручними ворогів. Тому відмова від псевдосвят типу першотравневих (аж два дні (!!!) Чому такий привілей?) стане однією зі складових сучасної української гуманітарної реформи (чинного святкового календаря). Без будь-яких затрат (кошторисів), без людського болю, без жалю.
Христос Воскрес!