Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Он любил Киев как собственную судьбу

6 августа - 200 лет со дня рождения историка Максима Берлинского
7 августа, 2014 - 20:14

Одной из самых первых публикаций возобновленного в 1992 году журнала «Киевская старина» стала перепечатка большого монографического труда «Описание Киева», довольно часто упоминаемого в разных публикациях, но малоизвестного не только творчеством, но и жизнью историка Максима Берлинского.

Эта перепечатка была обусловлена двумя причинами. Во-первых, как важное своей источниковедческой основой историческое произведение, нецензурированная полная рукопись которого была случайно найдена в одном из ленинградских архивов в 1970 году; во-вторых, еще и достаточно детективным фактом. Предпринятая в 70-х годах ХХ ст. попытка напечатать это произведение полностью во втором выпуске ежегодного альманаха «Киевская старина» под редакцией М. Брайчевского, привела к сокрушительному погрому тогдашней украинской археологической науки, хотя и сейчас никто не может объяснить, почему. Кое-кто склонен видеть в этом разоблачение публикацией откровенного плагиата некоторых тогдашних глав археологической науки, которые паразитировали на малоизвестных исследованиях, выдавая взятые в них факты в качестве собственных научных открытий. 

К сожалению, биография и творчество Максима Берлинского до сих пор остаются почти неизвестными широкой аудитории, а наиболее полное рассмотрение его вклада в историческую науку сделал сто лет назад историк В. Щербина, напечатав в декабрьском номере «Киевской старины» за 1896 г. исследование «Первый киевский археолог М.Ф. Берлинский».

Максим Берлинский принадлежит к тем активным и самобытным людям, о которых по непонятным причинам забывают сразу после их смерти. Между тем именно за ним остался «статус первого киевского археолога». Ведь именно ему в период, когда в связи с бурным становлением города как экономического, промышленного и культурного центра так называемого Юго-Западного края, выпала миссия описать памятные киевлянам из сказаний и легенд древнекняжеские места, которые должны были исчезнуть во время прокладки новых дорог и улиц, часто в тех местах, где когда-то возвышались церкви, великокняжеские дворцы и терема древнекиевской столицы. Археолог не только идентифицировал историческую топографию княжеского Киева, но и первым осуществил ряд раскопок, зафиксировал, описал и ввел в научное обращение значительное количество древнейших достопримечательностей.

ЛЮБИМЫЙ ПЕДАГОГ НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ КИЕВСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА

Родился будущий археолог и педагог в селе Новая Слобода Путивльского уезда на Курской губернии, теперь это Черниговская обл. Его отец был приходским священником, но происходил из благородного рода Берлинских, которые проживали на Правобережье, в селе Берлинцы недалеко от Могилева-Подольского (теперь Винницкой обл.).

По давней традиции отец отвез десятилетнего Максима в бурсу при Киево-Могилянской академии, которую он окончил как один из лучших выпускников. Однако двадцатидвухлетний выпускник не выбрал стезю духовного служения, хотя этого очень хотела и родня, и руководство академии. Без большой охоты митрополит Киевский и Галицкий Самуил разрешил ему продолжить обучение в Петербуржской учительской гимназии, собственно, единственном тогда на всю империю педагогическом институте.

Первый министр народного образования, граф Петр Завадовский, украинец по происхождению, который старательно заботился о подготовке будущих преподавателей губернских народных училищ, особенно отмечал подготовленность к этому делу воспитанников Киевской академии и особенно Максима Берлинского. Завершив курс обучения, Максим изъявил желание вернуться в Киев преподавателем губернского народного училища.

Блестящая подготовка в академии и педагогическом институте позволила Максиму Берлинскому стать любимым педагогом нескольких поколений киевского ученичества. Его уроки по географической истории (был такой предмет, который подменял запрещенную в России политическую историю) в училище, а всемирной истории — в Киевской духовной академии существенно отличались от устоявшихся и выверенных властью лекций других преподавателей. Максим Берлинский наполнял их малоизвестными фактами, интересными их интерпретациями, иллюстрировал выписками из архивных документов, найденных им в разных монастырях и частных собраниях (в то время еще не существовало Киевского исторического архива). Свидетельством популярности педагогических изложений Максима Берлинского стал выход в 1800 году его книги «История российская для употребления юношеству», которая получила большую известность и стала на многие годы настольной книгой во многих семьях. На этой книге учился Александр Пушкин, Николай Гнедич, Николай Гоголь, Панько Кулиш, Нестор Кукольник и другие интеллектуалы того времени.

ЦЕЛЬ — КАЖДЫЙ ЛЕТОПИСНЫЙ ФАКТ ПОДТВЕРДИТЬ ДОКУМЕНТАЛЬНЫМИ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ

Однако Максим Берлинский не ограничивается педагогической работой. Понимая роль и значение Киева в истории Российской империи (сразу надо сказать, что, как Н. Карамзин, он непреклонно придерживался теории происхождения российской династии от Рюриковичей), ставит себе цель — каждый летописный исторический факт подтвердить документальными и археологическими источниками. Именно Максиму Берлинскому, историку-любителю, выпало стать основоположником киевоведения и первым киевским археологом, который осуществил несколько раскопок уникальных памятников материальной культуры.

Максиму Берлинскому по распоряжению генерал-губернатора поручают составить научную записку о Киевском главном народном училище для представления в Министерство народного образования в России. Именно в этой записке впервые вспоминается об основном произведении, написанном Максимом Берлинским: «Написана им и подробная история города Киева с топографическим его описанием, собранным из разных киевских книгохранилищ и древних рукописей...» Эта книга под названием «Описание Киева» увидела свет в 1820 году в Петербурге. Собственно, это первое историческое произведение, полностью посвященное древнерусской столице. Особую ценность имела, да и продолжает иметь, вторая часть исследования, посвященная историко-топографическому описанию древнекняжеской столицы. Автор отдельно привел описание достопримечательностей города Владимира, города Ярослава, Михайловой горы, Подола и Печерска с его крупнейшей святыней. Интересно, что именно Максим Берлинский идентифицировал и детально описал несколько сооружений ХVІІ в., связанных с именем Ивана Мазепы.

«Описание Киева» стало документальным фундаментом всех последующих исследований древнейшей истории Киева. В частности и выдающегося киевоведа М. Закревского, который, увлекшись книгой, распространявшейся в рукописи, Максима Берлинского, написал и издал в середине ХІХ ст. двухтомное исследование тоже под названием «Описание Киева».

После того, как в 40-е годы ХІХ ст. появилось несколько монографических исследований по истории «Малороссии» и Киева, произведение Максима Берлинского утратило свою актуальность, однако осталось фактором продвижения отечественной исторической науки. Уместно сказать, что Максим Берлинский одним из первых обратил серьезное внимание на монастырские книгохранилища и архивы, объездил самые старые монашеские обители с целью выявления исторических документов и реликвий. Исследовал он и бесчисленное количество больших и малых архивов разных церквей, католических храмов, а также родовых помещицких имений, где тоже открыл ряд уникальных и бесценных для историков документов, летописей, хронографов и т. п.

При финансовом содействии вдовы генерала Турчанинова Максим Берлинский провел в 1816 году археологические раскопки недалеко от Вышгородского собора, которые дали интересные находки и обогатили знание о древнерусском быте, прежде всего простонародья.

Многочисленные публикации киевского археолога в тогдашних московских, петербуржских, харьковских журналах, а также в «Трудах и летописях Общества истории и древностей российских» принесли Максиму Берлинскому признание всей научной общественности. Он был действительным членом Общества истории и древностей российских, членом Комитета по изучению древностей Киева, почетным членом Киевской комиссии по разбору древних актов.

Выйдя в отставку с высокой должности инспектора Киевской гимназии уже в достаточно почтенном возрасте, Максим Берлинский не оставил активной творческой и исследовательской работы. Его научный опыт вскоре опять был востребован правительством. Именно Максима Берлинского назначают руководить процессом организации Киевского университета святого Владимира. Не многим известно, что не Максимович, а именно Максим Берлинский был председателем Временной комиссии, которая обустраивала первый преподавательский коллектив. Именно он организовывал и избрание М. Максимовича ректором университета.

Василий ТУРКЕВИЧ, член Национального союза писателей Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ