Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовь и печаль

Во время Чернобыльской катастрофы популярная мелодия песни Билаша «Два кольори» звучала как откровение...
29 апреля, 2010 - 19:53
УРОК ГАРМОНИИ (КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР БИЛАШ С ВНУЧКОЙ) / ФОТО ИЗ АРХИВА СЕМЬИ БИЛАШ

Известность пришла к композитору в 1960 годы. Александр Иванович Билаш был любим и почитаем еще при жизни. Песни композитора звучали по всей стране. Услышать их можно было и на больших концертах, и в сельских клубах, и даже на школьных сценах. Лучшие исполнители почитали за честь иметь в своем репертуаре произведения, написанные Билашом (Дмитрий Гнатюк, Диана Петриненко, Евгения Мирошниченко, Гизелла Ципола, Николай Кондратюк и другие певцы включали их в свои концерты, записывали на радио и ТВ). Так, красивый баритон Анатолия Мокренко, большого друга Билаша, и бархатное меццо-сопрано Ларисы Остапенко, супруги композитора, дали жизнь в эфире многим песням Александра Ивановича. А первый успех принес Билашу фильм Киевской киностудии им. А. Довженко «Роман и Франческа» (1961 г.). В исполнении Александра Таранца в нем прозвучала песня Романа «Впали роси на покоси» на стихи Д. Павлычко. Вскоре эта песня буквально не сходила с уст полюбивших ее зрителей. А «Роси...» пели во всем бывшем СССР. Лирическая жилка «билась» в каждом произведении композитора, и потому, даже вырастая порой на драматическом сюжете, песни оставались теплыми, задушевными, словно открывали в людских сердцах какой-то потаенный клапан. А еще сочинения Александра Билаша всегда отличали и проникновенность мелодии, и мастерство поэтического слова. Можно вспомнить многие популярные песни композитора. Так, на стихи Михаила Ткача были написаны «Ясени», «Білі лебеді», «Сину, качки летять»; на слова Степана Пушика — «Треба йти до осені», «Любисток». В содружестве с поэтом Дмитрием Павлычко созданы песни «Долиною туман тече», «Дзвенить у зорях небо чисте», а в 1963 г. — песня «Лелеченьки», прозвучавшая в кинофильме «Сон», посвященном юности Тараса Шевченко.

Особое место в творчестве маэстро заняли «Два кольори» (проникновенные стихи к песне написал поэт Дмитрий Павлычко). Первым ее исполнителем стал Дмитрий Гнатюк. «Два кольори» мгновенно завоевали слушателей, покорив красотой мелодии, глубоким лиризмом обоих начал песни — музыки и поэзии. Песня словно была частицей нашей жизни, записанной словами и нотами. Многие слушатели узнавали в ней себя, свою жизнь. И песня «ушла» в народ. Ее исполняли профессионалы, любители, да просто все, кого она не оставила равнодушной. Чуть позже песня «перелетела» океан, ее запели на другом континенте — в диаспоре. Незабываемым стало задушевное исполнение канадкой украинского происхождения Квиткой Цисык.

Пережив время первой популярности, после которой многие «хиты» исчезают навсегда, «Два коьори» пустились в «свободное плавание» на многие годы, став, как и «Пісня про Рушник» Платона Майбороды, не просто классикой, а настоящей украинской песней-легендой.
«Два кольори мої, два кольори,
Червоне — то любов,
а чорне — то журба»...

Многие слушатели невольно ощущали, что в гармонии, в музыкальных образах песни воплотилось наше прошлое и настоящее. Но никто даже не догадывался, что в ней прозвучало и будущее...1986-й, огненный год: чадит ставший неуправляемым 4-й блок Чернобыльской АЭС. Реактор «дышал» радиацией, и в то тревожное время киевляне сидели с наглухо закрытыми окнами домов, чтобы не проникала в щели радиоактивная пыль... Сидели у телевизоров, с трепетом ожидая «фронтовых сводок» из Припяти. В первые дни после взрыва в Чернобыль выехали кинематографисты, снимавшие опасные объекты ЧАЭС, тоннель под днищем реактора, который прокладывали и бетонировали шахтеры. А уже через несколько месяцев на телеэкраны вышел документальный фильм режиссера Игоря Кобрина «Чернобыль: два цвета времени» (сценарист — Хэм Салганик, оператор — Юрий Бордаков). Музыкальным сопровождением к нему стали «Два кольори» в исполнении симфонического оркестра. Трагедия, разворачивающаяся на экране, и музыка словно были единым эмоциональным посылом авторов фильма зрителю. Мелодия, даже без слов, звучала так пронзительно и тревожно, что казалась голосом самой украинской земли, с ее грустью и любовью. Песня воспринималась по-новому, по-особенному и входила в сердце, как проникающее ранение. Женщины плакали, мужчины едва сдерживали слезы.
«Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотні, в душі моїй оба».

Именно в Чернобыле в те недели и месяцы «любов и журба», «вишивала» драматичное полотно судьбы миллионов людей. И страшная беда — «черная быль» Украины — была побеждена любовью тех, кто, рискуя жизнью, ликвидировал катастрофу, работал ради детей, близких, ради своей земли.

Быть может, в песне «Два кольори», рожденной талантом, интуицией Билаша, запечатлена летопись украинской судьбы? Быть может... Но что совершенно точно — всепобеждающая любовь живет в творчестве Александра Ивановича и после его ухода в вечность. Его музыка звучит и сегодня, ведь «Два кольори» тесно переплелись с судьбами многих людей...

Ольга АНУФРИЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ