Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовь, пропетая сердцем

25 июня, 2009 - 19:22

В №98 за 12 июня 2009 г. прочитал в рубрике «Почта дня» (личности) статью «Галицкий «итальянец» о знаменитом украинском певце — Александре Филипповиче Мишуге. О жизни сегодняшних звезд эстрады мы знаем немало, а вот о жизни А. Мишуги — почти ничего.

Очень сложной, трагической была личная жизнь этого «сеятеля красоты и добра». Из его писем и многих других источников известно, что в 1885 году Мишуга женился на польке Марии Прус-Гловацкой (обвенчались они в Кракове, в костеле кармелитов), но прожили вместе недолго.

Родители и родственники Марии, небогатые старосветские мещане, с самого начала делали все от них зависящее, чтобы не допустить брака своей дочери, «порядочной панны из хорошей семьи с каким-то там артистом». И молодые скоро разошлись, невзирая на то, что Мария через два месяца должна была стать матерью. Позже уже не мог соединить их ни родившийся сын, ни уговоры Марии.

Вторая любовь Александра Мишуги к польке Марии Висновской, талантливой драматической артистке, тоже была несчастной. Успехи на сцене и в жизни вскружили ей голову и не дали возможности по-настоящему оценить безграничную любовь и привязанность к ней Александра Мишуги, хоть она и любила его. Они часто встречались, бывали друг у друга на спектаклях, подолгу дискутировали.

Но вот 1 августа 1890 года Варшаву молнией облетело известие о трагической смерти Марии Висновской от пули корнета царской лейб-гвардии Александра Бартенева. Ни в материалах судебного процесса, ни в многочисленных статьях прессы того времени так до конца и не выяснены мотивы этого убийства, и дело Бартенева-Висновской до сих пор еще не перестает интересовать многих исследователей и поклонников таланта А. Мишуги. Известие об убийстве Марии Висновской ошеломило Александра Мишугу. Вечером в день похорон Марии Висновской он должен был петь спектакль «Фаворитка» Гастано Доницетти. Посчитав, что Мишуга не сможет выступать в этот трагический для него вечер, дирекция театра решила отменить спектакль, напечатав для этого специальную афишу. Но певец решительно заявил: «Я буду петь!»

Публика заполнила театр задолго до начала спектакля. Пришло и все столичное начальство во главе с генерал-губернатором. Тысячи людей окружили театр, заполнив площадь и улицы вокруг. Ни администрация, ни полиция долго не могли ничего сделать, чтобы сдержать людей.

Мишуга пел так проникновенно, так душевно, с таким драматизмом, что с первых же звуков его голоса в зале замелькали платочки, послышались всхлипывания. События на сцене постепенно разворачивались, и Фернандо-Мишуга начал свою знаменитую арию над могилой убитой, безгранично любимой Леоноры. Это было не просто пение, не просто игра, а настоящая драма человека, потерявшего самое дорогое.

Еще долго после этого спектакля варшавяне говорили о незабываемом пении и игре Мишуги и о трагической смерти М. Висновской. Много писала об этом и тогдашняя польская пресса. Легенды об этом вечере и пении Мишуги ходили по Варшаве очень долго.

Образ Марии Висновской остался в сердце Александра Мишуги на всю жизнь. Он не смог забыть ее, не смог полюбить больше никого и так и остался одиноким до самой смерти. Все силы и душу Мишуга отдал родному искусству.

Польская пресса высоко оценивала тогда искусство пения и игры Александра Мишуги. Она ставила его в один ряд с лучшими певцами той эпохи, такими как Энрико Карузо, Маттиа Баттистини, Федор Шаляпин.

В день торжественного открытия во Львове оперного театра (сегодня Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой), состоявшегося 4 октября 1900 года, была показана опера В. Желенского «Янек» из жизни карпатских верховинцев. (Интересно, почему бы сегодня ее не поставить во Львове, Черновцах, Тернополе?). Главная партия ее была написана специально для Мишуги. Спектакль прошел блестяще. В 1900—1901 годах А. Мишуга пропел во Львове 11 партий, очаровав всех прекрасным голосом и теплотой искренних чувств.

Сегодня на Украине есть Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой. Он уже не в Австро-Венгрии, не в Польше, не в Советском Союзе, а на украинской земле — во Львове. К огромнейшему сожалению, многие прославленные артисты прошлого физически не смогли петь на родной сцене, в украинских национальных операх при независимой Украине. И все же Александр Мишуга и Соломия Крушельницкая пели во Львове в «Запорожце за Дунаем» С. Гулака-Артемовского на сцене театра Скарбека, притом так пели, что публика семь раз вызывала Мишугу и Крушельницкую на сцену, а аплодисментам и возгласам «Браво!» не было конца.

Александр Мишуга занимает почетное место и в истории украинского концертного исполнения как один из лучших интерпретаторов и пропагандистов украинских народных песен, произведений отечественных композиторов и зарубежных авторов, а также польских народных песен, романсов Петра Чайковского, Михаила Глинки, Владислава Желенского.

В марте 1914 года украинский народ отмечал 100-летие со дня рождения Тараса Шевченко. Александр Мишуга принимал в этом торжественном празднике самое активное участие. Он пел на юбилейных концертах во Львове, Киеве и других городах Украины, выступал с протестом против запрета царским правительством отмечать этот славный юбилей на Надднепрянской Украине. Служить своим искусством родному украинскому народу, высоким идеалам прогресса — вот в чем Александр Мишуга видел основное призвание артиста.

В самом начале 1922 года здоровье Александра Мишуги значительно ухудшилось, и он уехал в курортную местность неподалеку от немецкого города Фрайбург, надеясь, что прекрасный чистый воздух, чудесные климатические условия и соответствующее лечение помогут. Но врачи определили рак желудка, немедленно сделали операцию, однако уже было слишком поздно. После ужасных трехнедельных мук 9 марта 1922 года Александр Филиппович Мишуга умер.

Незадолго до смерти он завещал, чтобы все его имущество было передано Музыкальному институту имени Николая Лысенко во Львове (впоследствии Львовская консерватория, а сегодня Львовская государственная музыкальная академия имени Николая Лысенко).

Ученики и искренние шведские друзья Александра Мишуги сделали все, чтобы выполнить его завещание. В конце сентября того же года его прах был перевезен во Львов, а оттуда 29 сентября — в родной Витков под тихие липы, которые он так страстно любил.

Всю свою жизнь Александр Мишуга отдал родному украинскому народу, любимой Украине. О них он не забывал ни в минуты радости и триумфов, ни в тяжелые времена неудач и разочарований. Со святыми словами о безгранично дорогой Украине, родном ему Виткове он ушел в небытие. Ушел, чтобы жить вечно в сердцах современников и следующих поколений.

Владимир БРЕНЬКАЧ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ