Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Меланхоличные размышления на кладбищенских аллеях

7 августа, 2009 - 20:13

Несмотря на сомнения, стоит ли заводиться, последней каплей «за» стало только что услышанное в новостях сообщение, что какой-то «мажор» в Черновцах сбил на пешеходном переходе четырех человек. Все они умерли.

Тем временем пресса уже комментирует: нардеповские чада на смертоносных болидах-иномарках охотятся на наших улицах на простолюдинов или разбиваются сами. И сообщения об этом становятся все более частыми. Нет смысла их перечислять или пересказывать. Дошло уже до философского осмысления этого феномена и обобщений. Цитирую заголовок из «Газеты по-украински» за 31 июля: «Дети нардепов погибают в авариях неслучайно. Страна разделена на безнаказанных и бесправных».

Первые лица государства, как подобает, выражают каждый раз соболезнование родителям. Как правило, к ним готовы присоединиться все. Но, повторяю, что-то идет не так в «Датском королевстве»! Ведь, как и остальные ребята, Роман — сын Анны Герман, наверное, сам в свои 17 лет не заработал на престижную иномарку. Ключи от нее он получил от матери и — айда летать, как в соревнованиях «Формулы 1».

Об этом пресса почему-то не говорит, но такое проявление родительской любви и заботы, мне кажется, вписывается в юридическое понятие «Убийство по неосторожности»!? И за такое, в принципе, дают «срок»! Или депутатская неприкосновенность не касается отношений родителей и детей? Впрочем, потеря ребенка — уже суровое наказание!

Но потихоньку всплывает другая мысль. Если государственные папы и мамы «не ведают, что творят», то кому мы делегировали полномочия хозяйничать в нашем государстве? Сегодня они своих детей, а завтра и нас всех отправят в тартарары. Что касается меня, то я бы таким чадолюбным родителям отказал в праве баллотироваться на любые государственные должности по причине профессионального несоответствия. Лучше довериться умным, осмотрительным, рассудительным.

А теперь близкий, но совсем иной сюжет. Если бы Оноре де Бальзак жил сейчас, а не в ХІХ веке, и в Киеве, а не в Верховне, то наверняка приобщил бы его к ряду тем «Человеческой комедии».

Недавно ушел от нас Павло Загребельный. Как писали в некрологах, классик современной литературы. Также сообщили, что писателя похоронили на Байковом кладбище.

Иду как-то навестить могилы своих родителей через черный ход кладбища, поэтому последний ряд захоронений становится для меня первым, и вижу в этом далеком закоулке кучу венков, а на лентах — имя писателя. Добавлю, что раньше на этом месте была свалка кладбищенского мусора.

Байковое кладбище стало в наше время местом захоронений «по первому разряду», но и оно имеет свои «разряды». В общем, есть две площадки захоронений: нижняя, похоже, — № 1, и верхняя, где в основном почивают артисты, ученые, журналисты — уважаемые люди, но на №1 «не дотягивающие».

Так П. Загребельный удосужился на №1, но лишь в последнем ряду. А в скором времени рядом выросла могила нашего выдающегося скрипача — Богодара Которовича. В то время как Евгения Мирошниченко упокоилась в первом ряду, где находятся могилы В. Гетьмана, В. Лобановского, Н. Амосова, Г. Кирпы. Каковы критерии посмертной «прописки» тех или иных лиц, кто здесь принимает решение, — понять сложно.

Сама по себе идея Национального пантеона выдающихся людей Отчизны возражений не вызывает, но повторюсь: «А судьи кто»?

Новые визиты — новые сюрпризы! На днях уже издалека увидел, что у упомянутых покойных появились соседи. Подхожу ближе и читаю на лентах и табличках: Виктор Сивкович, 24 года, и Роман, 17.

Когда появляются могилы народных депутатов, в основном также жертв автокатастроф, то еще более-менее. Но возникает вопрос — причем здесь «оболтусы» почти школьного возраста? Или это уже «элита» во второй генерации? Чем они вытянули на Пантеон? Так, выдающаяся фигура и парламента, и украинского освободительного движения — Слава Стецько, выдающийся исследователь Дж. Мейс — похоронены лишь на верхнем участке.

А что касается заслуг перед родиной, то П. Загребельный всю жизнь трудился на ниве нашего бесталанного языка, дослужился до Героя Украины, Б. Которович нес в мир имя и образцы нашего искусства, был единственным из украинцев, кому доверили играть на скрипке Паганини.

А единственную заслугу перед обществом тех сынков — может это прозвучит жестоко — я вижу в том, что они погибли сами, не пристукнув попутно еще кого-то.

В старые времена самоубийц хоронили у кладбищенских ворот, но с внешней стороны. А мы, кто пока уцелел, предоставляя престижные места погребений тем ребятам, будто одобряем их наглость. Так кто будет следующим?

А еще, принимая во внимание, что нардепы-«паханы» имеют (даже в пределах парламента) не только детей, но и кумов, сватов, племянников, просто обслугу, перспектива у обычных людей не то чтобы почить на Байковом, а просто спокойно пройтись (потому что и здесь по аллеям носятся иномарки!), мизерна.

Печально, может, это навеяно местностью? Как написано в одном дореволюционном путеводителе по Киеву (К.В. Щероцкiй «Кiевъ»): «И только ветер среди могил (речь идет о Замковой горе, Киселевке) напевает свой печальный псалом».

Леонид ИВАНЕНКО, кандидат физико-математических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ