Для начала обычный сюжет с натуры. В переходе метро женщина торгует сливами. В корзине их 8—10 килограммов. Я первый покупатель. Соглашаюсь с ценой и жду, пока взвесит мне товар. Тут же подходит к нам соседка по торговому ряду и стоит молча.
— Я же только начала торговать, — оправдывается владелица слив. — Может, чуть позже...
Догадываюсь, о чем речь, и спрашиваю у подошедшей женщины:
— Для кого вы собираете дань? Для милиции?
В ответ обе как воды в рот набрали. Только переглядываются молча. Когда собирательница денег отошла, женщина, продававшая сливы, осмотрелась, полушепотом сказала:
— А для кого же? Это же территория милиции. Не дашь — прогонят. И место не будет пустовать. Хотя здесь и не разрешается официально торговать.
Я посмотрел вокруг и на глаз прикинул — около двадцати человек живо и неофициально торговали разной продукцией. В основном, это были селяне из окружающих пригородных сел, которые сами вырастили и сами продают. И среди них несколько городских перекупщиц. Они, как правило, и являются штатными собирателями дани и дважды посредниками: с одной стороны, между производителями и покупателями, а с другой — между милицией и производителями. Плата зависит от места нахождения станции метро: ближе к центру — дороже, на окраинах — дешевле. Каждый квадратный метр территории под контролем, каждое деньгоместо — на учете. Сказано же — «территория милиции». И никакая СБУ или прокуратура сюда не вхожи. У них свои территории, объекты и субъекты. В том числе государственные и коммерческие. А что касается власти, в данном случае Киевской горгосадминистрации, то она свое дело сделала — выдала распоряжение о запрете торговли в переходах метро. И поручила контроль управлению МВД. Для формальности. И на всякий случай — для проверяющих. Дескать, на бумаге у нас все так, как требует того закон: не разрешено. На практике — другие «понятия».
Но если раньше о них говорили шепотом, даже с боязнью, чтобы не поплатиться должностью, то с недавних пор — это табу сняли. И теперь правоохранители, в частности из МВД, на данную тему могут не только говорить откровенно и публично, но даже собираются узаконить подобную деятельность. Каким образом? Начальник ГУ МВД Украины в АР Крым Александр Просолов по этому поводу настроен прагматично: «Думаю, в Украине следует инициировать новый законопроект о внерабочей деятельности милиционеров». Заместитель министра Леонид Зима, не иначе как от имени руководства МВД, одобряет такую инициативу низов, хотя что-то слабо верится, что именно там она родилась. Так вот, заместитель министра, не моргнув глазом, признается искренне и даже знает, как заменить слово «крышевание». «Такие мысли о подработке для милиции есть. Поэтому считаю возможным разрешить милиционерам заниматься в свободное время работой, которая не противоречит интересам службы». Причем и один, и другой милицейский чиновник ссылаются на зарубежный опыт — в частности, Литвы, где полицейский имеет такое право.
А как же тогда понимать угрозу министра Анатолия Могилева, который настроен, во всяком случае на словах, категорично: «Бизнес и милиция — это разные вещи. Если станут известны факты служебных злоупотреблений в работе милиционеров, наказание будет жестоким». Вот и попробуйте понять наших милицейских генералов. Такое впечатление, что у них семь пятниц на неделе. Тем более что с руководителем крымской милиции министр не так давно имел не только персональные встречи, но соответственно и разговоры. И не думаю, что чиновники такого уровня не касались этого щепетильного вопроса. А может, это предусмотрено сценарием и каждый играет свою роль, чтобы запутать людей?
А что касается зарубежного опыта, то, во-первых, нашим милиционерам сначала надо стать полицейскими по всем европейским или мировым стандартами, а не просто механически, сменив название, перейти из одного статуса в другой. Хотя подобная инициатива уже овладела умами высшего милицейского руководства. Теперь остается убедить Президента, членов правительства и законодателей. А при нынешней единомышленной и единодушной власти процедура убеждения не займет много времени. Это в начале независимости, когда предложение о переименовании милиции в полицию озвучили в Верховной Раде, коммунистическое большинство начало всеми возможными способами защищать «завоевания октября». И защитило. Да и на памяти непростое голосование о переименовании КГБ в СБУ. Правда, сегодня ситуация с голосами, а точнее с кнопками, немного другая. Да и отступать некуда — позади Москва.
Во-вторых, почему нашим правоохранителям не поинтересоваться опытом недавних милиционеров, а ныне полицейских еще и в других странах, в частности в Грузии. Там всяких поборов и взяток полицейский боится, как черт ладана. А тех, кто в прошлом не мог представить своей службы без взяток, сегодня в милиции нет.
Не задумывались ли наши милиционеры в генеральских погонах, что это прямой путь к легализации коррупции в правоохранительных органах? И их инициатива является, во-первых, провокационной для других силовых структур, а во-вторых, идет вразрез с задекларированным указом В. Януковича в самом начале президентской каденции. Или для милиции тот указ уже не указ и его можно заменить законом о подработке для милиционеров в свободное от работы время? И в-третьих, как быть с присягой? Или она тоже — формальность?
Оказывается, «подработок» непосредственно во время службы, а для кое-кого не вставая даже из-за рабочего стола, уже мало. И не скрытых, а совершенно легальных, на законных основаниях. И будет называться это просто — «милицейским бизнесом». А позвольте спросить, какими профессиональными данными для предпринимательской деятельности владеют сегодня наши милиционеры? Например, рядовые, сержанты, прапорщики? Не о них ли речь? И их роль будет сугубо технической — сбор. Это, с одной стороны, а с другой — многие милицейские чиновники и так имеют сегодня свои коммерческие структуры, оформленные если не на родственников, то на подставных лиц. И касается это, в первую очередь, офицерского состава, у которого и так немало привилегий. Но не хочет он быть равным среди равных, а хочет быть самым равным среди других государственных служащих (учителей, врачей, дипломатов, прокуроров, судей, налоговиков и т.д.), которым законом запрещено заниматься любой оплачиваемой и предпринимательской деятельностью.
И в завершение — снова сюжет с натуры. Но условный. Так вот представьте себе, что «в свободное от работы время» милицейский чиновник «занимается другой деятельностью, которая не противоречит интересам службы», в частности, подрабатывает менеджером в какой-то фирме, или подсобным на строительстве, что больше похоже на анекдот. И тут вдруг срочный вызов на службу, которая «и опасна, и трудна», и за которую государство не так мало, по сравнению с другими, платит. И как поведет себя в таком случае милиционер?
Подобных примеров можно привести немало. И каждый из них не на пользу основному делу, а конкретнее — службе, на которой приоритетной есть и должна быть безопасность страны, правопорядок, а не дополнительный заработок для охранников. И если власть не способна обеспечить надлежащей зарплатой работников милиции (полиции) и таким образом ищет выход из ситуации, ссылаясь на зарубежный опыт, то никакие предложения о реформировании органов внутренних дел, поданные Президенту министром МВД, не дадут надлежащего эффекта для общества. Зато милицейским чиновникам это не только откроет второе дыхание, но и сделает их едва ли не первыми в Европе милиционерами-олигархами. Тем более что многие из них подобные навыки уже имеют.