Проблема европейского выбора для украинцев очень проста, ибо мы его избрали еще со времени своего рождения, мы живем на европейской земле. Украинцы — не азиаты! Нам ни к чему ретроградный российский выбор, коль скоро у нас на государственном уровне еще не утвердился выбор украинский...
Нам и в самом деле до Европы, как до Америки пешком, и даже более в плане ментально-организационном, чем географическом. Так что маршрут определен, карты выданы — пора трогаться. И первые шаги подтверждают правильность избранного направления: мы идем к себе, ведь мы европейцы по духу и по крови, и еще с давних пор. И пусть у старшего поколения европейскость давно вытравлена, но все же поколению молодому, прожившему всего десять лет в обновленной Украине, ген гражданина объединенной Европы уже привился.
Этому содействовали и открытость украинского общества, и новейшие коммуникационные технологии, и, самое главное, — желание молодежи быть на гребне современной цивилизации. Пока политики-староверы делают один шаг вперед и два назад, юный дух давно уже взлетел в Соединенные Штаты Америки, не то что в Европейский Союз. Взлетел туда, где все передовое, красивое, где нет никакой идеологической шизофрении, где есть возможность каждому смертному стать святым... Создайте, господа политики, такие условия для развития личности, и вы действительно станете святыми на украинской земле. А пока молодые талантливые специалисты уезжают за границу на заработки, а то и на постоянное жительство, стремительно растет количество наркоманов, пьяниц, беспризорных детей и безработных ученых...
Молодежь сильна и способна хладнокровно преодолевать трудности сегодняшнего дня, но она видит, как параллельно с бедностью кругом процветает еще и богатая красивая жизнь, и молодежь хочет жить интересной, богатой жизнью, молодежь стремится своими руками и своей головой зарабатывать на такую жизнь. Мыслить категориями равенства и бедности — это не для современного человека. А разве давно появилось это мышление? Совсем недавно — десять лет назад. Независимость Украины принесла позитивное мышление, принесла новую жизнь и саму возможность влиться в семью свободных народов Европы. И сама молодежь первой поверила в новую жизнь, в демократические принципы человеческого сосуществования, в рыночную экономику, в те прогрессивные перемены и преобразования, которые происходили у нее на глазах.
Конечно, не все шло гладко, ведь это же революционные преобразования. Год за годом украинцы понемногу знакомились со свободным миром, закрытым до того Берлинской стеной, через новые фильмы, новые технологии, новые товары, новые книги, новые возможности. На наших столах появились продукты, о которых мы раньше могли только мечтать. Мы пробовали и не могли напробоваться, потому что такого ассортимента, такого количества сортов сыра, колбасы, рыбы, даже водки мы не ожидали увидеть. Потом пришли в себя и начали производить сами — и получилось.
Год за годом, пока мы ели «Сникерсы» и целыми семьями посещали «Макдональдсы», в нашем быту закреплялись новые слова, новые повадки, традиции, праздники... Неслыханный у нас до девяностых годов святой Валентин стал нынче любимцем влюбленной молодежи, и уже тысячи и тысячи «валентинок» с сердечками ожидают ежегодно 14 февраля своих адресатов. День всех святых (Хеллоуин) из-за своих маскарадных страшилищ прижился в основном среди тинейджеров. Зато «хэппи бёздей ту ю» поет почти вся украинская молодежь на днях рождения.
Под влиянием американских фильмов уже, по-видимому, и подростки, и пожилые люди знают, что означают слова «о’кей», «йес» и наверняка догадываются, что значит то самое единичное ругательное слово от дяди Сэма. Но меня больше волнует не оно, а массовое распространение зэковской лексики: тюрьма народов рухнула, но ее обломки попадают в сердца уже свободных граждан и засоряют и украинский язык, и русский. Со временем, я надеюсь, эти слова-паразиты выйдут из обихода, а останутся разве что такие новые слова, как менеджер, Интернет, супермаркет, пейджер и много-много других слов, символизирующих нашу переходную эпоху.
Я завидую тем, кто начинает взрослую жизнь в начале третьего тысячелетия. У нас были только постные «Битлз», брюки-клеш (которые обрывали), длинные волосы под хиппи (которые остригали) и единственная возможность — молчать... У нынешних стиляг есть все: специализированные модные магазины для молодежи с символическими названиями типа «Экстрим» и ночные клубы, есть дискотеки, есть импортные автомобили, дешевая марихуана и политическое караоке. Есть выбор!
И молодежь выбирает: либо здоровый образ жизни и карьера юриста, политика, бизнесмена и красивая жизнь, либо тошнотворные собутыльники, сокурильщики, сокамерники...
Тем временем у молодежи появился еще один выбор — религиозный. Пока наше православие и русское дерутся друг с другом за украинские церкви и души, всякого рода черные и лысые проповедники стараются заманить молодые, еще несформированные души к себе. Они сделают все, лишь бы только в их божка поверили.
Современная молодежь не очень верит религиозным божкам, как и божкам политическим, однако возможность выбора у нее должна быть, это успокаивает, делает ее миролюбивой. Возможно, как раз поэтому новой генерации не свойственно враждебное отношение к России или НАТО, США, Германии, в отличие от их родителей, миролюбие которых однобоко.
Молодежь уже давно живет по принципам Европейского Союза, ментально она уже в Европе, так что теперь только попробуйте забрать у нее уже обычные атрибуты европейской жизни. Она уже через день создаст революционную ситуацию в государстве и вернет себе их назад.
Запомните: ген гражданина свободной Европы уже в крови у украинской молодежи, и никакими обновленными Союзами под красными знаменами ее туда не заманить. Украинская молодежь живет своей, активно- позитивной жизнью, учится управлять рыночной экономикой и политическими процессами, она уважает национальные сине-желтые цвета и болеет за киевское «Динамо», она любит пиво «Оболонь», ходит на концерты «ВВ» и «Мумий Тролль», пойдет на «Скорпионз»... Потому что она молодежь третьего тысячелетия, и ее кумиры — Билл Гейтс и братья Кличко. Украинская молодежь мыслит позитивно и надеется только на себя, она выжидает, когда старые актеры сойдут со сцены, и уже сама сделает Украину процветающим европейским государством с высоким уровнем культуры.