Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Море по колено

25 августа, 2005 - 19:43
ПЕРВЫЕ УРОКИ «ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / ФОТО АВТОРА

Если фразеологизм «Море по колено» понимать буквально, то это о нашем море. Прежде чем получить удовольствие от плавания, следует тщательно перемерять море ногами, шагая через гребни волн и песчаные островки. Средняя глубина Азовского моря — 8 метров, а максимальная — 14 метров. Невзирая на свое мелководье, море, как и любая стихия, таит в себе опасность. Тем более, пренебрежительного отношения к себе не прощает, и пьяному по колено оно не будет казаться. А для тех, кто с детства любит Азовское море, — оно лучше всего.

В жаркие летние дни на пляже в Мариуполе много людей. Оттенки загара отдыхающих «со стажем» — черный шоколад, молочный шоколад. От нестерпимой жары, раскаляющей песок, не говоря уже о телесах, кое-где красные как раки, одни люди прячутся в тень деревьев, другие прыгают в прохладу морских волн. Чтобы поскорее добраться до желанной глубины, отдыхающие испытывают новый вид спорта — морской бег с прыжками через волны. Закаленные жгучими лучами солнца предпочитают хождение по морю на длинные дистанции. Идти лучше в противоположную от завода «Азовсталь» сторону, чтобы можно было любоваться пейзажами и дышать чистым воздухом. Налево — золотые пески, зеленые склоны, направо — парусники в море, над головой кружат чайки, а прямо из под ног дают деру напуганные стайки мальков. Когда море по щиколотку, сквозь прозрачную воду можно увидеть, как волны оставляют на песке свои причудливые отпечатки. Но такое сравнение — словно из криминальной хроники, поэтому вместо «отпечатков» лучше представить что-то более романтическое. Например, как волны целуют песчаную гладь, оставляя волнистый след своих губ. Или увидеть на дне графический рисунок, в котором нет углов, квадратов, вообще ничего острого, только плавные переплетения линий, которые напоминают барханы в пустыне. А тем, кто в это время где-то бредет в пустыне, счастливым миражом кажется море по колено. Углубляясь в воду и вздымая в ней муть, слышишь, точнее ощущаешь, под ногами хруст. Нет, не костей. Это маленькие, хрупкие раковины превращаются в песок. А когда море по пояс — ноги засасывает ил — морская грязь. Она имеет лечебные свойства. И многие из отдыхающих намазывают им все тело. Детишки радостно превращаются в «чертят» на празднике Нептуна. То здесь, то там из моря выпрыгивает рыбка и ныряет в воду, словно дельфинчик, оставляя на воде круги, геометрически безупречные, как будто очерченные циркулем. В это время чайки не дремлют и с высоты стремительно падают в море, хватая добычу. Глазам своим не верю: впереди дефилирует таранка. По-видимому, пробудившийся древний инстинкт рыбака отправляет меня в погоню за рыбкой. Неожиданно поймав тарань голыми руками, отпускаю ее на волю.

Во время отливов на море образовывается множество песчаных островков, на которых быстро появляются черепахи и крокодилы. Нет, не настоящие, а созданные воображением и руками юных скульпторов из песка и раковин. Кроме экзотических животных, и дети, и взрослые строят на островах крепости, замки, целые города. Кто-то построил город со сказочными замками и башнями, назвав его «Горловка». Острову горловчане дали имя «Юля», которое написали у «Золотых ворот». Поражает, что на фоне безликой, невыразительной архитектуры Мариуполя, Горловки и других мест песчаные сооружения отличаются оригинальностью, фантазией форм и замыслом содержания.

На одном из островков люди стояли плотным кругом, как будто на программе «Караоке на майдане». Как всегда происходит во время каких-то судьбоносных событий, у меня не оказалось с собой фотоаппарата. Естественно, можно было бы сколько угодно сокрушаться по этому случаю: «Какой кадр пропал!», но «мы пойдем другим путем». Ведь, лежа на берегу моря и читая книжку без картинок, мы не вспоминаем о фотоаппарате, а быстрее цифровой камеры прокручиваем в своем воображении тысячи кадров, да еще каких! Ни один оскароносный режиссер в мире не в состоянии воплотить на экране наше прочтение известных классических произведений. Ни одна голливудская звезда не сыграет наших излюбленных героев такими, какими мы их видим. Разве что в некоторых счастливых исключениях из правил. Поэтому осмелюсь описать словами кадр, который «пропал». Люди стояли вокруг художника, у них на глазах создавшего из песка маленькое чудо — скульптуру женщины с роскошными, длинными, кудрявыми волосами, которая словно вытекла из моря и лежала на острове, купаясь в ярких лучах солнца. «Как дива!» — восторженно говорили все, кто ее увидел. А одна женщина, запыхавшись после бега, объясняла: «Увидев ее издалека, я подумала, что это утопленица. Слава Богу, что она... Она — как живая!» Художнику помогала девочка, по- видимому, его дочь. Она самостоятельно, без подсказки, подавала песок, поливала его водой, подправляла некоторые штрихи. Между тем такие произведения искусства недолговечны. Ночью островок вместе с песчаной красавицей погрузился в море, оставив после себя лишь воспоминания.

Но завтра приливы и отливы образуют новые острова, на которых опять будет бурлить творческая деятельность и появятся новые города и сказочные персонажи.

Галина АЛЕКСАНДРОВА, Мариуполь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ