Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мой путь к Тарасу

21 мая, 2004 - 00:00

С чего начинается чувство нации? Почему я вернулась в Украину, ведь родилась в большом индустриальном и культурном городе Новосибирске и не думала расставаться с ним? Но... Но когда после учебы мне предложили работу в Украине, то что-то волнующее всколыхнулось в душе, и возникло твердое решение: поеду!

Что же заговорило в душе? Что неожиданно проснулось на самом ее донышке? Словно древние корни, земля предков вдруг позвала к себе. Эту родную землю вынуждены были оставить мои деды со стороны матери еще во время Столыпинской реформы, а со стороны отца — во время Великой Отечественной войны. И вот их дочь — одна из былинок, унесенных злыми ветрами от матушки Украины, решила вернуться на Родину. Почему? Потому что была небезразлична к ней.

С детства я с большим волнением слушала украинские песни, которые иногда звучали по радио. Особенно, до слез, нравилось широкое Шевченковское:

«Реве та стоне Дніпр широкий,
Сердитий вітер завива,
Додолу верби гне високі,
Горами хвилю підійма»

Я с восторгом играла эту песню на фортепьяно и пела вслух, представляя огромные, почти морские волны, могучие деревья на берегу, которые, хотя и гнутся, однако не ломаются. Тогда я еще не знала, что имя Тарас означает — непокорный, мятежник, однако настроение песни вызвало гордость за свой народ, великий и непобедимый, как Днепр.

Время пролетело быстро, я переселилась в Украину, вышла замуж и часто читала детям украинские книги, обращая их внимание на благозвучное, почти песенное: «Тече вода з-під явору...» Сама я тогда украинский язык практически не знала и вот так, самостоятельно, вместе с детьми медленно и постепенно поднималась по ступенькам его понимания по Тарасовому пути от «Мені тринадцятий минало...» до «Катерини». Уже и дети закончили школу, но за домашними делами все не было случая внимательно прочитать «Кобзаря». Однажды стыдно мне стало, взяла я знаменитую книгу в библиотеке, взяла и засомневалась...

Видите ли, я такой человек, что привыкла на все вещи иметь собственный взгляд. Мне все равно, совпадает ли он со взглядом других, даже большинства. Когда о произведении уже много слышишь как о бесспорном шедевре, меня всегда охватывает волнение — произведет ли оно на меня такое же впечатление? Станет ли родным, моим? Помню, в юные годы настороженно открывала «Евгения Онегина» Пушкина и облегчено вздохнула, только закрыв последнюю страницу и воскликнув: «Пушкин, ты гений! Ты превзошел все надежды!»

Сейчас я немолода, однако также с тревогой открыла «Кобзар», и что я увидела в первой строке? «Реве та стогне Дніпр широкий...» Я не поверила собственным глазам, горло перехватило — это же мое, известное с самого детства! Быстро начала читать дальше «Причинну» — все просто. Так просто, как было когда-то в прекрасных сказках, как бывает только в жизни: любовь, любовь до безумия, до смерти. Потом впиваюсь глазами в строки «Думок» Тараса, ощущаю его тоску по счастью, по родному краю, крик бесталанной души о лучшей судьбе — а из глаз текут слезы. Почему вы течете, слезы? Ведь написано просто, не по-современному, совсем без желания поймать читателя в силки вычурных образов и неожиданных литературных трюков, а слезы текут... И вдруг я понимаю: это и не стихи вовсе. Это мольба самого Тараса. И вдруг я осознаю: вот почему он стал в родном крае не просто известным поэтом, а кумиром, властелином сердец — потому что он плакал, когда писал свои произведения, и вместе с ним, заплакала над своей несчастной судьбой вся Украина. Настоящая боль — ее нельзя скрыть, она всеми чувствуется, даже через океаны, даже через века, потому что она настоящая..

Вытерла я глаза, закрыла обложку «Кобзаря». Благодарю тебя, Великий Тарас! Ты вернул меня на Родину, ты наставил на путь к языку, ты научил любить Украину. Мне остается не предать ни тебя, ни себя.

Сейчас я приобрела собственный «Кобзар». Он мирно соседствует на книжной полке с произведениями Пушкина, и оба помогают преодолевать трудности жизни.

Ирина МОЛЧАНОВА, Мариуполь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ