Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Моя газета и моя судьба

6 июля, 2007 - 19:37

Получив в подарок по акции «Активный подписчик 2007» книгу «Моїуніверситети», я хочу сердечно поздравить газету «День» с выходом шестого по счету тома из серии «Библиотеки газеты «День». Искренне выражаю слова признательности за то, что есть газета «День», за создание «Библиотеки «Дня», за возрождение истории Украины, за ясную позицию о Голодоморе 1932—1933 гг., за тот круг авторов, которые своими статьями формируют мировоззрение читателей вокруг украинской идеи, воспитывая черты украинского патриотизма. Хочу сказать, что за все время существования издания как гражданин Украины я состоялся не в последнюю очередь благодаря именно газете «День». Иначе я не оказался бы на Майдане Незалежности среди киево-могилянских студентов 22 ноября. То, что произошло позднее — не моя вина, это всем лучше меня известно.

Кто внимательно следил за публичными акциями «Дня» знает, что эта книга — итог неутомимого созидательного труда последних лет по возвращению исторической памяти украинского народа. И больше всего меня радует, что нашлась наиболее благодатная почва для пробуждения самосознания в среде младшего поколения и, в первую очередь, в среде студенчества; нашлась самая короткая дорога к молодым сердцам для осмысления нашей истории — это путь диалога прямо в университетской аудитории. Подвижничество «Дня» в украинской журналистике бесспорно и читатели не раз подчеркивали высокое призвание главного редактора газеты «День» Ларисы Ившиной.

С «Днем» меня связывает давняя дружба. Я отношусь к той категории почитателей газеты, которые редко бывают авторами, но являются активными читателями. Нет, наверно, такой акции «Дня», в которой бы я не принял непосредственного участия. Открыв первую страницу «Мої університети», меня обрадовало, что встречи со студентами и преподавателями произошли впервые в Нежинском университете. И знаете почему? Потому что начало вашей продуктивной традиции было заложено на родине моих далеких предков, потому что вместе с Николаем Гоголем и Евгением Гребинкой с 1821г. по 1830г. в Гимназии высших наук князя Безбородко (ныне Нежинский университет) учился мой прапрадед Ефим Филипченко. Позже, переименованную Гимназию в Лицей в 1841г. окончил двоюродный прадед Евгений Филипченко.

Для меня отрадно напомнить, что еще в 2001 г. газета («День» №235 21.12.01) опубликовала историю рода Филипченко, и что очень важно, я так думаю, именно страницы «Украина Incognita» побудили меня продолжить последующие поиски следов родословия. Мне посчастливилось найти списки студентов, из которых явствовало, что Евгений Гребинка и Ефим Филипченко квартировали в доме старшего брата Ефима, у Петра Филипченко, учителя поветового училища. Много легенд ходит, кто же была та женщина (Машенька, Марьяна, Маруся...), которой были посвящены бессмертные строки Е. Гребинки «Очи черные...»? Недавно обнаружилось, что молодой женой Петра Филипченко была тоже Мария... (Мария Андреевна Старейшая). Вот вам еще одно предположение! Не в честь ли Гребинки Мария Филипченко нарекла своего первенца Евгением?

А теперь коснусь политической темы, которая волнует, я думаю, не меня одного. Поскольку «время больших ожиданий» осталось далеко позади и наступило «время реванша», то возникает вопрос: «Так есть ли, все-таки, у нас политическая элита?» Я имею ввиду моральный облик и этику их поведения. Судя по присутствию в прошлом году в оперном театре на Венском Бале наших политиков (депутаты, министры), они красовались во фраках и при «бабочках» и очень были похожи на аристократов. А так ли на самом деле? Ведь внешняя оболочка ничего не говорит и бывает обманчива. Как говорится: «по одежке встречают — по уму провожают». «День» не раз развивал эту тему: давайте вспомним сколько страниц исписала Клара Филипповна Гудзик, напоминая нашим политикам известные постулаты Аристотеля или его учителя Платона о демократии, о государстве, о правилах поведения лиц, стремящихся к власти. Как говорится «в одно ухо входит, в другое выходит...». А что мы видим сегодня на дискуссиях в прямом эфире большинства телеканалов (кто-то будет настаивать, что свобода слова не является достижением оранжевой революции?). Кто смотрел последние передачи «Я так думаю» на «1+1» полемику между Шуфричем и Стецкивом, или «Свобода слова» на «ICTV» с министром Рудьковским, могли увидеть и услышать воочию своеобразный лексикон современной политической элиты. И обратите внимание, как они отвечают на вопросы. Стрелки ответа уводят вас в другую область, в ход идут оскорбительно хамские выражения, они трясут перед экраном листками Конституции — нашим Основным законом, каждый раз трактуя его на свой лад. Когда всему обществу ясно и понятно, что пан Рудьковский «сел не в свои сани», поставив страну в неприглядном виде, он пытается переложить свои промахи на Президента. Как в таких случаях поступают добропорядочные политики, и достаточно ли только ласково пожурить провинившегося министра? В таких случаях уходят в отставку, а не выходят публично оправдываться.

А посмотрите как неинтеллигентно некоторые политиканы говорят о Президенте, о главе государства, избранного всенародно. Ну, повернитесь лицом к Европе, вы слышали там что- либо подобное? Зачем же так низко опускать имидж Украины? Допускаю, политической элите можно обсуждать его ошибки и промахи, но в достаточно благопристойных выражениях и без оскорбительных выпадов. Навешиваются ярлыки: «пасечник», «хай бджолами займається» — это самые безобидные выражения. И это языковая культура поведения элиты?

Кстати, о проблеме украинского языка. Меня вообще поражает государственная политика в этом вопросе. Давайте вспомним, как на заре советской власти для ликвидации безграмотности были организованы так называемые «школы ликбеза» (ликвидация безграмотности). Почему бы и сейчас не организовать вечерние курсы, и подчеркиваю — бесплатные, по изучению украинского языка?! Я отношу себя к русскоязычным украинцам и к своему стыду плохо говорю на языке своих предков, но я с удовольствием бы ходил на такие занятия, несмотря на свой солидный возраст. Вспоминаю 1954 год, когда я вернулся в Украину после долгого перерыва (фронт, учеба в Ленинграде, работа на Крайнем Севере) с семьей: жена с Кубани, два сына дошкольного возраста. Не раздумывая, отдал детей в украинскую школу. Знаю как им было тяжело учиться, но школу они окончили. Их дети, мои внучки — знают и говорят на украинском языке вполне грамотно, младшая — защищала диссертацию на украинском. Поэтому меня удивляет демагогия вокруг вопроса: второго государственного — русского языка. В ход пускаются разные доказательства от «региональной хартии» до самых нелепых, прозвучавших, например, недавно на «Пятом канале». Собеседник Данилы Яневского в качестве аргумента сказал буквально: «Зачем наших детей пытаются учить «галичанскому наречию?». Комментарии излишни, поэтому, для того чтобы граждане Украины говорили на украинском языке, нужно умело, толерантно, ненавязчиво, но убедительно создавать им условия для этого.

Помнится мне, в «Дне» на заочном круглом столе обсуждался «Феномен измены». Наверно, тема навеяна последними событиями в политической жизни страны. Для меня совершенно ясно почему депутаты перебегают из партии в партию, или из фракции в фракцию, предавая интересы, но стоит задуматься, что тут на первом месте: деньги или власть ради денег? Другое дело, когда предают фундаментально, прикрываясь фразеологией о будущем Украины, то начинаешь задумываться, что лучше для меня, рядового гражданина: Президент с обликом «пасечника», или спикер парламента в облике Иуды.

Борис ФИЛИПЧЕНКО, Бровары
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ