Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка как залог национального суверенитета

23 ноября, 2007 - 19:19
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СБОРНИКА «ТРАДИЦІЙНІ ПІСНІ УКРАЇНЦІВ ПІВНІЧНОГО ПІДЛЯШШЯ» И ДИСКА «ПОСТОП’ЯНКА З ПІДЛЯШШЯ». ЕГО АВТОРЫ — ГАЛИНА ПОХИЛЕВИЧ (СЛЕВА) И ЛАРИСА ЛУКАШЕНКО

Недавно в Белостоке, Бельске и других местностях Подляшского воеводства в Польше прошли концерты украинской песни и танца, а также сопроводительные мероприятия XVI Фестиваля украинской культуры «Подляшская осень». Организатор мероприятия — Союз украинцев Подляшья, отмечающий в этом году пятнадцатилетие своего существования, пригласил исполнителей народной и эстрадной музыки как из подляшского региона, так и из Украины (среди прочих молодежь развлекала луцкая группа «Флайза»). Официальными гостями фестиваля были украинские дипломаты с послом Александром Моциком, а также депутаты польского парламента, воеводских и местных властей, которые, как сами публично признавались, тоже «свои люди», и дело сбережения и популяризации украинской культуры и родного языка близко их сердцам.

«Украинская национальность на Подляшье не только не умирает, а наоборот — развивается». Слова, сказанные когда-то одним из украинских дипломатов, посетивших фестиваль «Подляшская осень», очень метко передают как цель, так и значение этого культурного мероприятия. Ведь в условиях проживания на территории государства другой нации культура становится тем участком жизни, в котором может сохранять определенный национальный суверенитет.

«Подляшскую осень» я так жду, что сначала недели, а позже дни считаю, — говорит одна из зрительниц. — Приглашаю своих подружек, знакомых, всем напоминаю, чтобы поехали, потому что это хорошее мероприятие. Мне очень нравится, потому что можно много своих песен услышать. Здесь как-то духовно возрождаешься, музыка человека моложе делает, живее».

Основные фестивальные мероприятия традиционно проходят в Бельске и Белостоке, отдельные концерты организуются в повятовых городах Гайновка и Симятичи, иногда в более маленьких населенных пунктах. Здесь, на сценах городских и сельских домов, бок о бок становятся исполнители из Подляшья, других регионов Польши и Украины, в частности из Волынской и Ровенской областей, из Киева, с Галичины, порой из Запорожья и Днепропетровщины. Выступали здесь также украинские коллективы с Берестейщины (Беларусь), Пряшивщины (Словакия), а в прошлом году даже молодые козачата с Кубани.

Сейчас эта соборность украинской культуры, невзирая на административные и политические границы, кажется совершенно естественной, но чтобы из мечты она могла превратиться в реальность, должна была проржаветь колючая проволока идеологии, превращавшей «братскую» границу между Народной Польшей и Советской Украиной в баррикаду на пути нормальных межчеловеческих отношений. Произошло это в конце 1980-х годов в условиях «ускорения прогресса» советской перестройки и изменения политической системы в Польше.

Летом 1989 года первой ласточкой на Подляшье был студенческий фольклорный коллектив «Горина» из Института культуры г. Ровно. В следующие годы, кроме «Горины», ставшей постоянным участником почти всех украинских культурных мероприятий, на Подляшье стали приезжать с родной песней и словом также коллективы из Киева, Луцка, Ивано-Франковска и даже Севастополя. Было и обратное движение, как хотя бы присутствие народных исполнителей с Подляшья на I Международном фестивале украинского фольклора «Берегиня» в Луцке (июнь 1991 года). Следствием становящихся все более тесными культурных контактов украинской общины Подляшья с Украиной было совместное мероприятие — трехдневные Музыкальные диалоги над Бугом, которые состоялись в живописном городке Мельник, о котором упоминает еще «Галицко-волынская летопись», а городище с княжьих времен и до сих пор возвышается над берегом реки.

Партнерами подляшан были лучане Василий Ворон и Владимир Мазур. Собрали они немаленький творческий отряд, который на музыкальном фронте действовал совместно с фольклорными подляшскими коллективами. Музыкальные диалоги над Бугом «Мельник 91» начались 31 августа 1991 года, то есть через неделю после провозглашения Верховной Радой независимости, что и дало луцким журналистам обоснование для присвоения концерту почетного звания первого международного культурного мероприятия Независимой Украины.

По организационным причинам мероприятие с конца августа и начала сентября в 1993 году было перенесено на глубокую осень, отчего и произошло сегодняшнее его название — «Подляшская осень». Перенос его из живописного, но все же периферийного Мельника в Бельск, являющийся центром украинской национально-культурной активности на Подляшье, привел не только к увеличению количества зрителей, но и к большей заинтересованности региональных белостоцких СМИ.

Самые преданные зрители, которые с 1991 года посещают музыкальные концерты и сопроводительные мероприятия, могли увидеть несколько десятков украинских певческих, музыкальных и танцевальных коллективов, а также солистов из Украины, Польши, Беларуси, Литвы, Словакии, презентующих как традиционный фольклор и украинские духовные песни (исполняемые в бельских и белостоцких церквях), так и современную музыку и танцевальное искусство.

Во время первых фестивалей местные силы ограничивались сельскими фольклорными ансамблями с немолодыми уже исполнителями. Ситуация стала меняться с 1995 года, когда трудиться на подляшской культурной ниве начали выпускники Ровенского института культуры (сейчас Национального культурного университета). Кроме обучения украинскому языку, они стали организовать из детей и молодежи певческие ансамбли — «Ранок» и «Гілочка». Впоследствии возникли и другие молодежные коллективы, исполняющие музыку в осовремененной фольковой манере. Таким образом, сейчас на фестивальных подмостках можно увидеть все поколения подляшских любителей украинской песни — начиная от дошколят из садика, школьной и студенческой молодежи и до «ветеранов» подляшского народного пения, которые еще хорошо помнят песни прошлых лет, до темной ночи звучавшие по селам и в праздник, и в будние вечера.

Некоторые ласточки научного исследования истории, языка и культуры Подляшья специалистами из Украины уже есть. Примером может послужить сборник «Традиційні пісні українців Північного Підляшшя», составленный по материалам экспедиций, проведенных в 1999—2001 годах львовскими исследовательницами Ларисой Лукашенко и Галиной Похилевич, который вышел в свет в прошлом году во Львове. Именно презентация этого сборника и являющегося его дополнением диска с записями народных певцов Подляшья, выпущенного в серии «Этническая музыка Украины», была одним из пунктов программы фестиваля этого года.

Юрий ГАВРИЛЮК, главный редактор украинского журнала Подляшья «Над Бугом и Нарвой», Бельск. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ