Протесты общественности столицы Украины, связанные со строительством фитнесс-центра возле Софии Киевской, в результате чего был нанесен вред бесценному памятнику мирового значения, дали определенные результаты. Как уже сообщал «День», строительство вышеупомянутого центра прекращено, Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело, вице-премьер Владимир Семиноженко провел первое заседание межведомственной комиссии и «заслушал все стороны, которые имеют непосредственное отношение к делу», он же «настроен не допустить ни одной застройки в столице без предыдущего слушанья мнений представителей профессиональной общественности». А Лариса Скорик в своем интервью («День», 17 августа с. г. ) сообщила, что «на сегодняшний день «повис» вопрос о создании Государственного комитета по вопросам охраны памятников».
Но что изменилось в принципе? По моему мнению — абсолютно ничего.
Уже практически началась реконструкция квартала Крещатика между ул. Б. Хмельницкого и бульваром Т. Шевченко, который общественность пыталась во что бы то ни стало сберечь в неприкосновенности, — один из домов надстраивают. Разве есть сомнения, что, со дня на день, и другие начнут «дорисовывать»? Архитектор Н. Жариков («День», 16 августа с. г.) рассказывает о такой бессмыслице, как начало строительства торгового комплекса на площади перед Национальным спортивным комплексом «Олимпийский». И делается это при отсутствии проекта — полная аналогия с началом строительства фитнесс-центра.
Наконец, о том, что выглядит просто анекдотично. Согласно проекту плана застройки центральной части города Киева, который разрабатывается в Институте градостроения, на том месте, где расположен стадион «Динамо» им. Валерия Лобановского, предусматривается возвести новый комплекс правительственных сооружений, а стадион «отселить» на левобережную часть города. В то же время на утверждение в Киевскую горгосадминистрацию подан проект реконструкции этого спортивного сооружения. Интересно, знает ли правая рука в горгосадминистрации, что делает левая?
Как по мне, наиболее близко к кардинальному, принципиальному решению проблем подошли те сотрудники «Дня», которые высказали свое мнение по этому вопросу Ларисе Скорик и были ею поддержаны: «Вам не кажется, что в Украине нужно внедрить мораторий на застройку в центре города — до того времени, пока не научимся делать это цивилизованно, пока не отстоятся идеи?» Это все хорошо, но абстрактно и неопределенно. Поэтому предлагаю действовать и делать это таким способом: на карте Киева обвести центральную (историческую) часть города и запретить — Указом Президента или Законом Украины — на этой территории любое строительство до тех пор, пока не будет разработан и утвержден Генеральный план реставрации, реконструкции и застройки центральной части Киева и макета, изготовленного в соответствии с этим планом. Чтобы разработка плана и макета находилась под контролем общественности, необходимо обязать разработчиков периодически (скажем, раз в квартал) отчитываться перед общественностью, рассказывать о сделанном, демонстрировать чертежи, макеты и тому подобное, отвечать на вопросы представителей общественности и средств массовой информации, выслушивать замечания и предложения. Вот в таком сотрудничестве и будут рождаться и вызревать идеи.
Понятно, решать, каким конкретно быть центру столицы, каким должно быть его архитектурное лицо, — дело специалистов, профессионалов. Я же хочу остановиться на одном принципиальном вопросе, никоим образом не вмешиваясь в вопросы сугубо профессиональные.
«Старый Крещатик, — говорит госпожа Скорик, — не шедевр». С этим я вполне согласен. Но настаиваю на том, что не только Крещатик, а и вообще центр города обязательно должен быть преобразован в шедевр (нет, не сейчас, когда мы голые и босые, а в будущем, когда немного встанем на ноги). Это очень необходимо, в этом есть неотложная потребность. Почему?
Архитектуру называют музыкой, застывшей в камне. Эта застывшая в камне музыка центров столиц развитых стран отражает то неповторимое, уникальное и вечное, что есть у каждого народа, избавившись от которого народ, собственно, и перестает быть народом. Исторические центры Лондона, Парижа, Мадрида, Рима, Вены, Будапешта, Праги, Варшавы, Стокгольма, Брюсселя отличаются друг от друга так же, как отличаются между собой англичане, французы, испанцы, итальянцы, австрийцы, венгры, чехи, поляки, шведы, бельгийцы... Народы не только гордятся этими центрами — центры содействуют самоутверждению народов, их консолидации, непроизвольному осознанию каждым из народов того, что он является равноправной и равноценной составляющей мира. Эти центры принадлежат прошлому, современному и будущему. Они условно вечны и неприкосновенны. Незначительные изменения в архитектурном лице центров, которые иногда происходят, вызывают возмущение и протесты общественности. Такое наблюдалось, в частности, в Париже, где по инициативе бывшего президента Франции Ф. Миттерана построили выставочный павильон на территории Лувра, и в Петербурге (столице, хотя и бывшей), где на Невском проспекте несколько изменили фасады двух домов, часть первых этажей которых преобразовали в вестибюли станций метрополитена.
Такого центра у нас нет, но он непременно должен быть.
По профессии я не архитектор и не художник, но в течение приблизительно тридцати пяти лет время от времени вел экскурсии по Киеву. Несмотря на это, некоторых вещей, о которых говорит госпожа Скорик, постичь не в состоянии: «Киев уникальный своей ландшафтностью — это то, что может сгармонизировать любые наиболее негармоничные и даже не очень удачные элементы, потому что ничто так не «умиротворяет», как рельеф и зелень». Представьте себе, что вы стоите на углу улиц Б. Хмельницкого и Крещатика. На противоположной стороне центральной улицы столицы вы видите два двенадцатиэтажных дома непонятной архитектуры, а между ними на высоком пригорке — необъятных размеров монстр с башней, увенчанной шпилем с пятиугольной звездой. Разве ландшафт может в какой-то степени помочь избавиться от отвращения к этому социалистическому чудовищу? С того места, где стоите, пойдите по тому кварталу Крещатика, о котором речь шла выше. Слева от вас — деревья, высаженные вдоль проезжей части улицы, справа — дома конца ХIХ — начала ХХ века, от которых, как уже указывалось, госпожа Скорик не в восторге. А как зелень может посодействовать тому, чтобы восторг увеличился?
Действительно, «старый Крещатик — не шедевр». Не шедевр, в общем, и вся центральная часть города. Начиная с ХIII века и до 1991 года Киев не был столицей страны, и после сокрушительного многократного разгрома во времена средневековья застраивался как провинциальный город — хаотически. В начале ХIХ века в нем жило всего 50 тысяч жителей и насчитывалось аж 300 каменных сооружений. За много веков в центральной его части не появилось ни одного, как сейчас говорят, микрорайона, построенного по предварительно разработанному плану; рядом с сооружениями, которые, с архитектурной точки зрения, были должного уровеня, строили и совсем неуклюжие. В советские времена многие из них были снесены, а их место, как правило, занимали уродливые короба, которые чаще всего были намного выше, чем окружающие сооружения, и никак не гармонировали со зданиями прошлых времен. Нынешняя же городская власть, кажется, поставила цель окончательно обезобразить и без того не достаточно выразительное архитектурное лицо города.
Это безобразие нужно прекратить. Самые негармоничные же и, мягко говоря, не очень удачные элементы не стоит скрывать от глаз человеческих ландшафтами, зеленью и другими «фиговыми листками» — они все равно будут просматриваться сквозь них, как сквозь кафтан известного литературного персонажа, и только будут свидетельствовать о комплексе неполноценности, который мы никак не можем преодолеть. От таких вещей нужно постепенно и последовательно избавляться. Только создав выдающийся архитектурный ансамбль в центре и доведя до достойного уровня другие районы города, мы будем гордиться столицей государства, которая расположена не на востоке, а в самом сердце Европы.
ОТ РЕДАКЦИИ
Наши читатели-киевляне не остались равнодушными к поднятой «Днем» теме архитектурного облика столицы. В частности, к теме сохранения исторического центра. В редакцию обратились жители улицы Льва Толстого по поводу объявленного городской властью конкурса на надстройку мансард над их домами. Люди протестуют против очередных «архитектурных упражнений» и верят, что общими усилиями мы сможем прекратить их.