В Нью-Йорке театр «Метрополитен-Опера» впервые с 70-х годов прошлого века показывает сейчас оперу Чайковского «Мазепа». Правда, «Мазепу» привозил на гастроли Мариинский театр в 1998-ом году, и это стало заметным событием в творческой жизни города. Странное дело: на нынешней постановке спектакля стоит печать «Метрополитен-Опера», но программка сообщает: «Совместная продукция с Мариинским театром, Санкт-Петербург, Россия». Ну, пусть «co-production», но почему же тогда подряд все, от дирижера Валерия Гергиева до режиссера-постановщика Юрия Александрова и художника по костюмам Татьяны Ногиновой, даже дизайнер освещения — все россияне? Так же и солисты... Но «менше з тим», как говорят здешние украинцы. Отзвучала увертюра, пошел вверх занавес—и тут начался праздник плохого вкуса. На сцене танцуют гопак казаки в золотых шароварах и золотых косоворотках типа «дружба народов», ведут хоровод девушки в золотых сорочках и золотых плахтах с золотыми веночками. Спрашиваю в антракте у леди в соседнем ряду, нравится ли ей. «Если посмотреть, то безобразно, но звучит замечательно». И действительно: музыка блестящая, это же Чайковский, да и голоса — первостепенные.
Пошел второй акт. Здесь в основном массовые сцены, казнь Кочубея и Искры. Казацкая стража, крестьяне, прекрасный хор. Но казаки почему-то одеты в красные кафтаны и красные шапки с раздвоенным верхом — да это же русские стрелки явно забрели в «Мазепу» из «Хованщины» Мусоргского... А высоченные колонны со скульптурами наверху, обрамляющие сцену, выглядят, как типичный китч...
Почему-то не встретил я в тот вечер в «Метрополитен-Опера» ни одного американского украинца, хотя среди них, знаю, есть немало меломанов. Может, они просто бойкотировали не театр, а именно оперу, так как Мазепа там изображен в негативном свете. Но я все-таки нашел украиноязычного, из недавних иммигрантов, и он сказал: «Меня звать Дима, я из Восточной Украины, но также свободно разговариваю на украинском языке, хотя и «східняк», как некоторые говорят. Мне очень нравится эта опера. Она действительно представляет историю, историю Украины, историю казачества…» Можно себе представить, как преподавали историю в Диминой школе, если поэму Пушкина «Полтава», на которой основывается либретто оперы «Мазепа», Дима считает реальной историей Украины...
Если пойти на поисковый сервер «Гугл» в интернете и отстучать на латыни слово «Мазепа», то вам за одну десятую секунды предложат 176 тысяч статей и материалов о славном гетмане. В XIX веке, в революционные времена, в Западной Европе на Мазепу смотрели как на народного героя, лидера угнетенного народа... Это имя было известно во всем мире. В штате Миннесота есть город Мазепа. Его именем назван залив на восточном побережье Южной Африки. Козацкому лидеру посвящали свои произведения Байрон, Жерико, Делакруа, Лист, Гюго. В центре оперы «Мазепа» — любовная история юной Марии и 70-летнего гетмана, «май — декабрь», как говорят американцы. Только бегло упомянуто, что в глазах России главным преступлением Мазепы было стремление к независимости Украины. Будучи главой казацкого государства, он строил церкви и библиотеки, основывал учебные заведения, стремился объединить все украинские земли и освободить Украину из-под русского протектората. Хотя Мазепе не удалось добиться этой цели, он остался в истории как прогрессивный и дальновидный лидер. Даже Пушкин в поэме «Полтава» называет Мазепу «изменником русского царя», но не изменником Украины. Впрочем, опера Чайковского на такие глубины не претендует. Это просто выдающееся произведение оперного искусства, и, с точки зрения исполнения, хоть и в нелепых костюмах и декорациях, Мариинский театр на сцене «Метрополитен-Опера» звучал идеально. Странно только, что перед последним актом в зале осталось не более половины зрителей. Да и то сказать, все- таки опера — это не только музыка, но и зрелище. А чтобы наслаждаться самой музыкой «Мазепы», можно, в конце концов, компакт- диск приобрести в музыкальном магазине, что за два квартала от «Метрополитен-Опера»...