Мудра народная пословица: «Не буди беду, пока спит». Но вот с тревогой чувствуем: «она проснулась и рычит, уже и логово свое покинула...» Эту тревогу, наверное, разделяют и настоящие друзья Украины за рубежом.
На десятом году независимости говорить приходится не об успехах, что было бы желательным, а об угрозе украинской государственности. Это не очередная «страшилка» для обывателя, с каким-то хитрым умыслом (говорят, обыватель пошел на огороды сажать картофель и уже ничем не интересуется) — да нет же, видно, откуда и в какие двери опасность входит.
Перед памятным референдумом 1991 года депутаты тогдашней Верховной Рады, часть которых еще заседает в ней, в красивом обращении к народу, предупреждая о будущих трудностях и призывая дружно преодолевать их, указывали, что независимость — это «огромный труд и безграничная ответственность». Призыв прежде всего адресовался тем, кого ныне называем политической и экономической элитой. Его забыли, даже не осознав как следует, занявшись исключительно собственными интересами.
Нельзя спокойно воспринимать то, что пережитый нами политический кризис, досадные эксцессы в той же Верховной Раде, игра на струне «хороший Восток — плохой Запад», «коммунисты — за объединение с Россией» и другие подобные явления происходят в юбилейный год нашего десятилетия. Кто-то уже начинает потихоньку припоминать с грустью прошлое, как утрачивались шансы государственно-национального бытия и возвращения Украины в лоно европейской цивилизации.
От нашей властной политической и экономической элиты, понимания ею своей ответственности перед народом зависит, в какой морально-политической атмосфере встретит страна День независимости, 10- летие референдума, по случаю которого в упоминавшемся уже депутатском обращении призваны мы «стать настоящими гражданами, творцами своего государства, строителями «собственного дома», где господствуют «своя правда, и сила, и свобода».
На нашу политическую, экономическую и интеллектуальную элиту, наш «истеблишмент» ложится ответственность за то, что в мировой статистике бедности Украина находится рядом с Никарагуа и Нигерией; что за десять последних лет региональные отличия у нас не только не нивелировались, а наоборот, разница в восприятии определенных явлений и ценностей, идеологической их трактовки в различных регионах углубляется, а это таит угрозу целостности государства; что так медленно и неполно, я бы сказал «по-российски», усваиваются основные принципы демократии; что власть политическая и власть экономическая, политика и бизнес должны быть четко разделены; власть богатых всегда эгоистична, тяготеет к монополизму, и задачами избранной народом власти политической являются средствами государственного интервенционизма выравнивать шансы для всех, защищать свободный рынок и честную конкуренцию, обеспечивать определенный уровень социальной защищенности в интересах общества.
Все это — наши внутренние проблемы, которые мы должны решать сами, но исходя из такого же политического и экономического мышления, принципов свободы и демократии, как это делали уже добившиеся успехов страны, используя мировой опыт. Это и будут те реформы, которых ожидают от Украины наши западные партнеры, в компанию которых мы так стремимся. Иначе, сделают окончательный вывод, что мы не понимаем мир, с нами перестанут иметь дело, как с такими, от кого только лишние заботы. У нас нет никаких оснований быть тщеславными и самоуверенными, кроме реликтов характера «гордого совка», от которых необходимо быстрее избавляться. Чтобы другие понимали нас, нам самим следует сначала продемонстрировать, в частности содержанием наших реформ, что понимаем современный мир, его тенденции и направления прогресса, и двигаться навстречу им. Это будет движение подальше от беды, которая проснулась. Или вы, может быть, другого мнения о его векторе?
Закончу примером. На Тайване, техническому развитию и богатству которого, включительно с золотым запасом, можем только позавидовать, нет олигархов, а есть господствующий средний класс, богатый и патриотический, есть общество, сформированное свободой, свободным рынком и конкуренцией. О наших западных соседях на этот раз не вспоминаю.