Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы живем, под собою не чуя страны...»

27 мая, 2010 - 20:00

Советского поэта с драматичной личной судьбой Осипа Мандельштама, которому принадлежат слова в заголовке, вряд ли знают в нынешней независимой Украине. Разве что люди почтенного возраста, которым выпало жить при нескольких властях и в нескольких эпохах. Но именно это ощущение — признание факта, что после президентских выборов сменилось не только первое лицо в государстве, а мы все как будто проснулись в новом, казалось бы, мире — присутствовало у волынян, которые делились своими мыслями о прожитой неделе. И мир оказался не новым, а просто давно кое-кем забытым старым...

Владимир БАЧИНСКИЙ, главный врач волынской областной больницы «Хоспис»:

— Порадовал привет из маленького села Замлинье, которое находится близ таможенного перехода в Ягодыне, в семи километрах от границы с Польшей. В Замлинье мы с женой, свежеиспеченные выпускники мединститута, начинали свою, как говорится, трудовую деятельность. В 24 года я стал главным врачом противотуберкулезной больницы, имел под своим началом 94 работника. До больницы в этом помещении находился санаторий, а еще раньше — пограничная комендатура. Это был настоящий рай на земле, там очень живописная местность. Рядом прекрасная березовая роща, парк, посаженный работниками санатория, близко река Неретва... Мы там прожили четыре года, и за это время удалось значительно улучшить материальную базу. Провели в корпуса воду, сделали канализацию, внутренние туалеты, отопление. Село имело работу. Моя жена еще и бандуристка, она организовывала из медиков концертные бригады, с которыми мы ездили по окружающим селам, я был конферансье и читал стихи. И действовала эта больница вплоть до 2001 года. Потом ее закрыли, потому что нужно было экономить деньги на здравоохранении, помещения как областную коммунальную собственность бесплатно передали римско-католической общине из Луцка... А у нас же было еще и 15 гектаров земли, сажали овощи, держали коней... Жаль, что это все уже утрачено.

Нина ПОРЕМСКАЯ, председатель волынского Общества польской культуры имени Тадеуша Костюшко:

— Порадовало, что была возможность членам нашего общества вместе с детьми побывать в Высшей школе в польском городе Бяла Подляска. У нас замечательные связи с такой же государственной школой в Хелме, а теперь перспектива для сотрудничества значительно расширилась. Но ездили наши люди в первую очередь за тем, чтобы устроить на учебу своих детей. В Украине, к сожалению, высшее образование для людей с нетолстыми бумажниками становится все более проблематичным. А там, если поступишь, дают общежитие и платят стипендии. Где у нас есть такая стипендия в 2500 — 2700 гривен? И это все-таки европейское образование, которое вполне по силам умному ребенку. Эта поездка порадовала меня как руководителя общественной организации. А как маму порадовала другая... В большой праздник — Сошествия Духа Святого — мы с дочерью Ириной и еще девятью людьми в нашем главном кафедральном римско-католическом костеле в Луцке получили миропомазание. Православные получают его при рождении, а католики — в зрелом возрасте, когда человек поймет, что нужно поддержать свое крещение... При этом выбирается и новое духовное имя. Поскольку я бабушка, имею внуков, то выбрала имя Анна в честь бабушки Иисуса Христа. Это было очень торжественное событие.

Наталия ПУШКАР, главный хранитель Волынского краеведческого музея:

— Недавно вся Украина узнала, что на украинской земле появился новый памятник Сталину. Это меня не просто огорчает. Со времени президентских выборов ничего оптимистичного для страны в целом и не вижу. Когда-то в газете «Правда» я читала стихотворение Евгения Евтушенко «Наследники Сталина». Помнила, собственно, одну строфу о том, что «мы вынесли из Мавзолея его, но как из наследников Сталина Сталина вынести?» Вот это сейчас и наблюдаем: наследников Сталина, которые никуда и не девались, а мы просто потеряли целых 19 лет для своей настоящей независимости. Евтушенко был все же советским поэтом, и в поисках спасения от сталинистов обращался к советскому правительству, которое должно было бы, как пишет в стихотворении, удвоить, утроить усилие, чтобы Сталин не встал из гроба. В Украине же это случилось. Нам еще в начале 90-х годов подарили фразу «Маємо те, що маємо», а мы ею все утешаемся и утешаемся. Как стадо баранов пошли даже не в сталинскую, а в путинскую Россию, и кем мы в ней будем, еще одной губернией?.. Мы в действительности сонные, отсталые, ленивые, а не работящие. Вот сейчас наш музей заставляют высчитать, сколько денег для него заработал каждый работник. Я, например, делаю экспертизы уникальных вещей, которые нам возвращают с таможни, со Службы безопасности. Но кто это посчитает? Возвращают на безумные суммы, а я делаю бесплатно, из любви к родному музею, и рада, что передают нам достойные вещи.

Оксана ЯРОШ, политолог, директор Волынской областной общественной организации «Гендерный центр»:

— Не увлекаясь «Одноклассниками» и подобным, недавно неожиданно открыла для себя привлекательность социальных сетей. До сих пор относилась к ним скептически, а теперь рада, что у меня немало друзей, которые, как и я, что-то поддерживают. Ведь значительно проще объединить тех, кто против. А здесь люди объединяются вокруг чего-то. Так символом протеста против цензуры стала... елка, ведь после нерядового случая с венком, который упал на нашего Президента и того, что после этого происходило, стало понятно, что наши люди все-таки привыкли к демократии, и уже не воспринимают запретов, не хотят, чтобы они стали возможными.

Подготовила Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ