В далеком 1967 г. на площадке Запорожского завода «Днепроспецсталь» был пущен первый в СССР специализированный комплекс по проверке качества отечественной металлопродукции, названный «цехом испытаний».
Сегодня этому цеху уже 45. Его сотрудники ежедневно принимают до тысячи различных проб металла, сортируют их и изготавливают образцы для дальнейших испытаний. Он все еще считается уникальным на просторах как Украины, так и стран СНГ. Интересный факт: у истоков «цеха испытаний» стояла... женщина. Для металлургической отрасли это абсолютно не характерный случай, но так уж вышло, что все заботы по организации работы этого уникального подразделения легли именно на хрупкие женские плечи.
«У проектных институтов Советского Союза в то время не было никакого опыта по созданию цехов подобного типа, поэтому в процесс включилась наша сотрудница — Нина Константиновна Пудикова — Герой Социалистического Труда и великолепный специалист в своем деле», — рассказывает руководитель Исторического музея ПАО «Днепроспецсталь» Юрий Рыльский. Пудикова занималась всеми текущими вопросами, связанными со строительством цеха: приобретала оборудование, планировала размещение в строящемся здании специальных участков и лабораторий, подбирала и обучала персонал. Ее назначили и первым руководителем цеха испытаний, хотя в те годы женщина во главе цеха — явление для металлургии несвойственное.
Нина Константиновна начала работать в достаточно раннем возрасте. «Окончив в 1932 году Сумской химический техникум, я получила направление на Хмельницкий сахарный завод Воронежского сахартреста, где год проработала сменным химиком (пока люди в украинских селах питались падалью и умирали от голода, на территории УССР функционировали целые продовольственные тресты). В 1933-м уволилась с этого предприятия и переехала в Запорожье, где начала работать травильщицей металла в лаборатории комбината «Запорожсталь», — вспоминала наша героиня свои молодые годы.
Тогда, видимо, она и столкнулась впервые с проблемой ужасающего качества продукции, выпускаемой флагманами сталинской индустриализации. Руководители Советского государства стремились во что бы то ни стало перегнать «капиталистов-эксплуататоров» по количественным показателям добытых руды и угля, выплавленной стали, собранного с колхозных полей урожая. Официальная пропаганда взахлеб рассказывала о том, что к концу 30-х только Запорожский металлургический комплекс, начавший работать в 1932 г., производил столько же продукции, сколько все металлургические заводы Венгрии, Испании и Канады вместе взятые.
Но когда стали известны результаты первых испытаний запорожского металла, сталевары схватились за голову. В апреле 1934 г. первичный контроль продукции сталеплавильного цеха Завода инструментальных сталей (современная «Днепроспецсталь») выявил, что от 12 до 22% плавок не попадают в заданный химический анализ и являются бракованными. Потом, правда, с бракованными плавками «поработал» начальник отдела техконтроля и главный инженер, а отдел сбыта «провел работу» с потребителями, после чего окончательный брак по химсоставу в указанном цехе составил всего 3,2%. Но и эта цифра выглядит удручающе. По данным современных специалистов, средний показатель брака по химсоставу в сталеплавильных цехах той же «Днепроспецстали» сегодня составляет около 2%.
Однако вернемся к нашей героине. К началу войны Нина Пудикова успела окончить Днепропетровский металлургический институт и получить должность инженера в термометаллографической лаборатории «Запорожстали». Когда немецкие войска вплотную подступили к Запорожью, ее вместе с маленькой дочерью эвакуируют на Кавказ, где Нину Константиновну настигло распоряжение наркомата о срочном переводе в Новосибирск для работы на местном металлургическом заводе.
Война все расставила на свои места. Вермахт серьезно превосходил Красную армию по уровню военной техники и стрелкового оружия, а металлом нацистский военпром снабжала знаменитая корпорация Круппов. Их продукция приобрела большую известность в мире благодаря своему высокому качеству, так что советским сталеварам никак нельзя было отставать от противника. От этого напрямую зависела боеспособность наших войск, и так несущих большие потери в сражениях с немцами.
Обеспечивать выпуск Новосибирским метзаводом качественной продукции как раз и входило в обязанности Нины Пудиковой. На этом предприятии она проработала почти десять лет, пройдя путь от простого инженера до начальника термометаллографической лаборатории. Была удостоена особой правительственной награды — медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», вручаемой передовикам производства за особый вклад в победу над Германией.
На родную запорожскую землю Нина Константиновна вернулась уже опытным специалистом по контролю качества металлопродукции. Она воспитала целую плеяду профессиональных контролеров и испытателей металла, внедрила ряд новшеств в технологию проверки качества металлопродукции, за что позже получила звание Героя Социалистического Труда. Но венцом ее деятельности стал пуск «цеха испытаний» — уникального комплекса по проверке качества украинской спецстали. Нина Пудикова ушла из жизни летом 1996 г. в возрасте 84 лет. В текущем году ей бы могло исполниться ровно 100.